СТС «Тигр»: военная косточка

Специальное транспортное средство (СТС) ГАЗ-233014. Производство Арзамасский машиностроительный завод.
В 2007-м, после старта серийного производства на Арзамасском машиностроительном заводе, «Тигр» ГАЗ-233014 принят на службу в ВС России.

ПРИЗЫВНОЙ ПУНКТ

«Тут двое гражданских, и что мне с ними делать? Нет, на территорию автопарка пропустить не могу». Ей-богу, глядя на этих подтянутых людей в форме, чувствуешь себя полным разгильдяем. Вот и суровый дежурный, кажется, неумолим. Но закрутились-таки колесики многоступенчатой военной машины, подобрел взгляд, появился интерес – и началось нормальное человеческое общение. Служба!

«Тигр» в чем-то такой же – суровый и неприступный. А еще на удивление приземистый и крупный. Это на фотографиях кажется, что он легко впишется в нашу повседневную жизнь, на самом же деле эта военная машина выполнена по другим стандартам и в другом масштабе: мощная рама, бронекорпус, стекла соответствующей толщины и степени защиты. А ко всему этому бэтээровские мосты с дифференциалами повышенного трения и торсионные подвески. Шутка ли, шесть тонн защищенного по всем правилам живого (то бишь снаряженного) веса, поставленного на модные нынче 18-дюймовые колеса! Правда, с оговоркой: шины здесь полнопрофильные и, согласно требованиям заказчика, еще и с регулируемой подкачкой.

Ерничаю по поводу слегка поржавевших и явно заждавшихся работы ножовки, топора и лопаты, пришпиленных снаружи прямо к броне. Дескать, нарушают они хваленую цветовую целостность армейской униформы. Но быстро умолкаю, когда словно из-под земли появляется шанцевый инструмент, покрашенный неприлично яркой фирменной зеленой краской. Механикам зачет.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ ПУЛЕМЕТЫ

Узкие прямоугольные бойницы бронестекол и широкие проемы массивных дверей. Просторный верхний люк (сразу понятно, для кого) и бесконечная череда коробок из-под пулеметных лент; кронштейны для крепления бог знает какого еще вооружения. И лишь в дополнение ко всему этому набор из четырех пассажирских… нет, не кресел – скорее, компактных стульчиков, намертво прикрученных к корпусу.

Строгий, функциональный, до предела выверенный интерьер. Ткань на потолке – кевларовый мат, специальная противоосколочная защита.

У водителя и командира такие же сидушки, хотя и с регулировками, например продольной. А если вооружиться инструментом, то и угол наклона спинки можно выставить. Душевный трепет определенно есть – за какую рукоятку ни возьмусь, все одинаково кондовые, словно выточенные из цельного куска добротной стали. Причем некоторые еще и с фиксаторами защиты. Попробовал приоткрыть водительское окно – не тут-то было! Сначала целый ритуал последовательных действий. Смиряюсь – значит, так положено.

Перед водителем обилие кнопок и тумблеров. Есть непривычные – скажем, централизованной подкачки шин (режимы ручной и автоматический) и предпускового подогревателя. Естественно, не забыты светомаскировочные хитрости и фара-искатель: ее прямо-таки пистолетная рукоять торчит из потолка. В остальном все доступно и понятно. Что-то свое – пневмоусилители педалей тормоза и сцепления, что-то заимствовано у гражданских грузовиков – подрулевые переключатели, приборы. Ну а главенствуют в данной композиции, пожалуй, три основных рычага – раздаточной коробки, 5-ступенчатой коробки передач и стояночного тормоза. С последним точно не промахнешься ввиду его боевого расположения.

С этого ракурса – и вовсе мирный автомобиль, даже руль регулируется по углу наклона. Военное назначение выдают обилие тумблеров да массивные рукоятки тяжелой двери.

ОХОТА НА БЕЗДОРОЖЬЕ

«Ты там газани как следует, чтобы с места поэффектней», – командует по рации фотограф. Ему невдомек, что «Тигр» не просто большой бронированный вседорожник. Военная машина требует навыка, и даже с ним 205 сил дизельного «Камминса» не рванут, а стронут эту махину.

За время разгона успеваешь оценить легкость и информативность педали сцепления и неплохой крутящий момент отзывчивого мотора, почувствовать жесткую, но очень внятную в плане переключений коробку передач, хорошенько покрутить рулем, поначалу никак не вписываясь в нужные радиусы. А потом, победно взглянув на спидометр, удивиться стрелке, лишь слегка перешагнувшей… 30 км/ч.

«Камминс B-205» – одна из трех версий дизельного мотора, устанавливаемого на «Тигр». Для новейшего «Тигра-М» предусмотрен отечественный турбодизель производства ЯМЗ.

Нет, резкостей он определенно не любит, да еще на грунтовых дорожках армейского полигона. Тут, как ни старайся, все заканчивается третьей передачей, на которой «Тигр» почти не разгоняется, а лишь поддерживает заданный темп. У водителя на выбор два варианта. Первый – двигаться, не разбирая дороги. Тогда на грунтах постепенно можно добраться и до восьмидесяти. Крепкие, энергоемкие подвески это позволяют. Вариант второй – обтекать неровности, беречь машину и экипаж. В этом случае едется не очень быстро и иногда без желаемого запаса тяги.

Воспользуюсь раздаточной коробкой (на нашей машине она работала безупречно) и включу пониженную. В этом случае «силовая» первая передача становится почти ненужной, зато остальной диапазон коробки передач теперь вполне рабочий и до 60–70 км/ч очень даже боевой.

Вид снизу.

БРОСОК НА ДОБЫЧУ

Самое удивительное, что «Тигр» не воспринимается неповоротливым. Душным – да. Система вентиляции несовершенна, в броне на солнце очень жарко! В остальном я постепенно осваиваю правила общения с тяжелой машиной, она становится понятной и по-своему даже напористой. Задумчивые реакции на поворот руля? А может, надо активнее им работать?

И вот «Тигр» уже послушно мчит в нужном направлении. Оказывается, он способен грациозно реагировать на команды водителя; а между делом под колесами исчезают канавы, ямищи, вывороченные кем-то корни деревьев! Подвески, поначалу казавшиеся не слишком комфортными, в этих условиях заработали как по нотам, старательно защищая находящихся внутри.

Разработка ГАЗа родом из начала 2000-х. Первые прототипы этой машины показали на полигоне ЦНИИ-21 в Бронницах в 2002 году.

Бездорожье? Мечты о непролазных после дождей танковых колеях, в которых, по замыслу фотографа, ну просто необходимо утонуть, материализовались в виде заброшенного капонира с отвесными стенками почти метровой высоты. Сначала пробный заезд – там, где помельче.

Обязательная, с характерным блямсом, блокировка межосевого дифференциала, диагональное вывешивание, а потом… Перед глазами сначала земля, затем небо, вой мотора (вот где пригодилась первая пониженная!), хруст межколесных самоблоков. Раскачивающаяся, как на качелях, махина изо всех сил карабкается вперед, сползает вбок, в сторону большей глубины, – грунт-то мягкий. Досталось «Тигру», пожалуй, даже больше, чем в предполагавшейся сценарием грязи. Глох, не выдерживая нагрузок, мотор, закусывало гидроусилитель руля. Но выбрались, хотя попотеть пришлось изрядно.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

На размерах дверей в «Тигре» не экономили, даже нетренированные гражданские впрыгивают туда на раз.

Пулеметы «Корд», ПКМ, «Печенег», гранатометы РПГ-22, -26, ПЗРК «Игла»… В обычной жизни я далек от этого, поэтому даже не буду пытаться изображать знатока воинской специфики. Лучше про сам автомобиль, благо он не просто понравился, а удивил, хорошенько встряхнул в памяти подзабытые ощущения.

Рядом с пулеметными коробками вторая печка. Зимой, говорят, в «Тигре» тепло. Ну а рифленая площадка под ногами – для пулеметчиков (верхний люк рассчитан на двоих).

«Тигр» заставил по-другому взглянуть на армейскую технику. И дело не только в том, что он такой массивный и тяжелый. Скорее настоящий, без бутафорской «мускулатуры» и пафосной атрибутики. Да, в нем бывает очень душно, иногда шумно, не всегда кажутся идеальными тормоза, работающие по принципу «включено/выключено», мешает неважнецкая обзорность. Да и сидишь на водительском стульчике далеко не так, как хотелось бы. Но зато можно, не раздумывая, ухнуть с обрыва метровой высоты или, не сбрасывая скорость, войти в поворот, весь изрытый ямами и колеями, и, самое главное, безупречно выйти из него к намеченной цели. Это ли не главное требование к военной машине?

Так что совсем не зря на службу России уже начали поступать и другие, обновленные «тигры» с индексом М, а также их модификации.

+ Универсален для различных родов войск, богат модификациями, сбалансирован по ездовым возможностям.

- Жаль, не всем гражданским продадут. Да и цена (3–5 млн руб.) кусается.

Подпишитесь на «За рулем» в