Обрусевший «японо-американец»: тест-драйв Acura MDX
«В ситуации «или–или» без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй».
Ямамото Цунетомо, «Хагакуре»
То, что в нашей стране состоятельный покупатель отдает предпочтение большим и роскошным машинам, маркетологи Honda знали давно. Не было для них секретом и то, насколько популярен бренд в нашей стране и сколь высока его репутация. Казалось бы, сомневаться в том, будет ли популярен в нашей стране премиальный хондовский бренд Acura, не приходится. И тем удивительнее, что той самой решительности, к которой призывал своих «коллег по цеху» самурайский философ Цунетомо, руководство Honda не продемонстрировало. Открыв свое представительство в России в 1992 году, Honda Motor Co. ждала более 20 лет, прежде чем созрела официально представить в России Acura. Можно, конечно, списать все на то, что созданная в 1986 году марка предназначалась, прежде всего, для богатого американского клиента, но если посмотреть, какие успехи демонстрирует в России другой «японо-американец» – Lexus, этот аргумент покажется не очень убедительным.
Впрочем, как признают сами хондовцы, планы о выводе своего премиального бренда на российский рынок у них были еще шесть лет назад, но все карты смешал разразившийся финансовый кризис. И вот теперь звезды совпали с маркетинговыми планами компании Honda, и этой осенью в нашей стране состоялись официальная презентация Acura и первый тест-драйв флагманского кроссовера марки – Acura MDX. Впрочем, как предупредил меня еще в аэропорту Шереметьево один из организаторов тест-драйва, мы едем опробовать пока не совсем готовую машину, а только предсерийный прототип, в котором от американского собрата есть немало отличий.
И на следующий день крутые серпантины Абрау-Дюрсо показали эти отличия во всей красе…
Мечта жестянщика
После первого взгляда на Acura MDX 2014 модельного года ее хочется назвать «мечтой мастера-жестянщика». Судите сами: огромные ровные поверхности боковин, плавные переходы, отсутствие столь любимых европейскими, да и азиатскими дизайнерами резких изломов и угловатых выштамповок – большой ровный валун темно-сапфирового цвета с поблескивающими спереди зауженными фарами с полностью светодиодной оптикой. И вот на этом кроссовере глубокого синего цвета нам и предстоит колесить по окрестностям родины «Советского шампанского».
Несколькими минутами ранее Джим Келлер, ответственный за разработку Acura MDX прошлого и нынешнего поколений, поведал нам о главных отличиях как от прежней модели MDX, так и от той версии, что поступит на рынок США. Автомобиль, созданный в рамках концепции Executive Family Jet («семейный бизнес-джет»), MDX 2014 модельного года создавался с прицелом на три главных показателя: лучшая топливная экономичность в классе, новый уровень престижа и комфорта люкс-класса и высшие показатели безопасности. Одновременно с достижением этих целей семиместный семейный кроссовер должен был сохранить высокую динамику, характерную для спортивного облика Acura.
Ответственным за динамику в нашем MDX выступает новый двигатель серии Earth Dreams объемом 3,5 л – первая силовая установка Acura с непосредственным впрыском, использующая технологию электронного управления фазами газораспределения и подъема клапанов i-VTEC и систему управления цилиндрами VCM. 24-клапанный агрегат развивает мощность 290 л.с. и максимальный крутящий момент 359 Нм до 2750 об/мин, что на 8% превосходит показатели 3,7-литрового двигателя кроссовера прошлого поколения. При этом российская версия автомобиля на 40 л.с. мощнее американской.
В паре с мотором работает доработанная шестиступенчатая автоматическая коробка передач собственной разработки с возможностью ручного переключения. Новая трансмиссия обладает меньшим коэффициентом трения и более плавным переключением передач. На полноприводных модификациях крутящий момент распределяется между колесами с помощью фирменной системы полного привода SH-AWD, которая мгновенно перебрасывает крутящий момент между передней и задней осями и левым и правым задними колесами для достижения уверенной управляемости и контроля на любом дорожном покрытии в любую погоду. Динамику автомобиля удалось улучшить и за счет уже традиционного в современном автопроме снижения веса. У новичка он снижен на 125 кг по сравнению с кроссоверами второго поколения. Достигнуто это за счет использования высокопрочной стали, на которую приходится 59% веса кузова; переднего дверного проема, полностью изготовленного как единая деталь методом горячей штамповки; трехкомпонентного крепления рулевой рейки из магниевого сплава; легких подрамников; новой конструкции передней подвески с тремя точками крепления амортизаторов и более компактной задней многорычажной подвески.
Ощутить на практике влияние передовых технологий изготовления кузова и шасси довольно трудно. Единственное, на чем это можно заметить, – снижение расхода топлива. Впрочем, здесь мы с коллегой не особо преуспели. Автомобиль наделен довольно живым мотором, который образует отличный дуэт с трансмиссией. Задержки при кик-дауне минимальны, переключения точны, а в спортивном режиме коробка позволяет дольше удерживать двигатель в зоне максимально эффективных оборотов, донося из подкапотного пространства породистый рык "шестерки". Поэтому большая часть тест-драйва прошла на приличных скоростях, в рывках для обгонов и стремительных ускорениях. Результат оказался практически равен заявленному производителем, обещающим 15 л расхода в городе и 13 л - в смешанном цикле.
Нюрбургринг не впрок, или Хотели как лучше, а вышло...
Стремясь угодить российскому потребителю, американцы, видимо, прислушались к россказням об «этих безбашенных русских, которые любят быструю езду», и решили сделать настройки подвески Acura MDX максимально спортивными. Подвеску настраивали на Нюрбургринге, а затем тестирование и настройка проводились на немецких автобанах и на высокогорной дороге Гроссглокнер в австрийских Альпах. И вот тут у хондовцев что-то не заладилось – предсерийные образцы откровенно пугали грохотом подвески спереди и сзади. Причем порой грохот и бряканье раздавались неравномерно, заставляя теряться в догадках о возможной неисправности. Но при всем этом шумовом оформлении подвеска работала пусть и слишком жестко, но четко. Для такого высокого и большого автомобиля крены у Acura MDX минимальные.
Справедливости ради нужно отметить, что и российские сотрудники Honda, и сам Джим Келлер были максимально внимательны ко всем замечаниям и вопросам, коих в тот день было немало. А значит, подвеску американцы непременно доработают и в серийном виде это будет очень гармоничный автомобиль. Может быть, менее спортивный, но нужно ли это комфортному семейному семиместнику? Думается, что владельцам MDX гораздо интереснее будут его комфорт, вместительность и безопасность. Вот здесь у нас никаких вопросов не возникло. Среди опций безопасности присутствуют система предупреждения фронтального столкновения (FCW), а в версии Advance и система предотвращения столкновений (CMBS). Кроме вышеперечисленных технологий автомобиль получил широкий спектр систем помощи водителю. Новый MDX оборудован панорамным зеркалом и многоракурсной камерой заднего вида, системой мониторинга «слепых» зон (BSI), а также адаптивным круиз-контролем с функцией следования на низкой скорости.
Места много не бывает
Как водится, на тест был предоставлен кроссовер в очень богатой комплектации Advance с салоном, отделанным перфорированной кожей Milano, натуральным шпоном с текстурированной поверхностью, с двухзонным климат-контролем и раздельной развлекательной системой задних пассажиров с возможностью подсоединения игровой консоли. В топовой комплектации покупатели MDX получат навигацию с системой информирования о дорожных происшествиях и пробках, 546-ваттную аудиосистему с 10 динамиками, USB-входом и накопителем на 16 ГБ для хранения данных. Но очевидно, что даже в начальной комплектации «японо-американец» будет недурно оснащен. Что же до габаритов, то внутри новый MDX, оказывается, гораздо вместительнее, чем можно предположить. Множество отделений для хранения, продуманный дизайн центрального подлокотника с огромным отсеком для хранения, хорошая функциональность трансформируемого салона. И все это при том, что новинка стала на 70 мм длиннее, на 2 мм ниже и на 33 мм уже своего предшественника. Правда, несмотря на прирост в длине автомобиля, на третьем ряду сидений сможет разместиться не упираясь головой в потолок человек ростом не выше 160 см, но это и логично – именно там и положено сидеть детям. А чтобы непоседливые пассажиры не устраивали диверсий сидящим спереди, система легкого доступа, автоматически сдвигающая и складывающая второй ряд сидений вперед, при езде блокируется. Несколько выбивало из «премиальности» неудачное решение дверной обшивки — ее пластиковая подложка прогибается и выгибается при надавливании или если потянуть за ручку двери изнутри. Такое если и встречается, то только на бюджетных моделях. Впрочем, как оказалось, создатели MDX уже знают об этом нюансе и также обещали решить пусть и имиджевую, но все-таки проблему.
Разумеется, нам хотелось испытать и внедорожные способности нового MDX, но погода не побаловала, и в окрестностях Геленджика и Абрау-Дюрсо было сухо и неинтересно. Выручили нас военные. По соседству оказался развернут летний палаточный лагерь части ВДВ, где и обнаружилась старая дорога. Судя по состоянию, она использовалась для проезда гусеничной бронетехники. Какой-то шутник отметил ее в Instagram как «Проклятое место!!!». Однако даже она не создала проблем для хондовской системы полного привода SH-AWD. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что наш восторг несколько поумерился при проезде по этой дороге... «Москвича». На этом раритете, укомплектованном лысой резиной, подскакивая на жутких колдобинах, посмотреть на столичных гостей подъехали местные дружинники, зорко следящие за тем, чтобы местные и отдыхающие не захламляли природу, выбрасывая пакеты с мусором. Дальше развернулась поистине гоголевская сцена – «стражи природы» принялись деловито обсуждать внедорожные способности нашего экипажа, чуть ли не дословно повторяя знаменитый диалог о бричке Чичикова. Закончилась наша встреча тем, что проникшиеся уважением к нашим трудам дружинники посоветовали нам еще более «интересную» дорогу. MDX справился и с ней.
Перспективы: все зависит от ценника
Завершали мы наш день обсуждением перспектив – и новинки, и бренда Acura в целом. Практически все соглашались в одном: Acura придется нелегко. Слишком уж сильны конкуренты, да и с выходом на наш рынок марка подзадержалась настолько, что многим потенциальным клиентам, никогда не интересовавшимся ассортиментом "серых" дилеров, она попросту неизвестна. Но на другой чаше весов – многолетняя репутация Honda и отличные характеристики самих машин. К тому же многое зависит и от цены. Как заверил нас Георгий Корсаков, ответственный за связи с общественностью в российском представительстве Honda, цены на официально поставляемые машины бренда будут ниже, чем у неофициальных дилеров. Касательно цены самой модели MDX, по его словам, Acura будет очень интересна тем, кто нуждается в большом семейном кроссовере, любит комфорт и динамику. Стоимость MDX в максимальной комплектации будет находиться где-то около той суммы, с которой начинается ценник BMW X5.
P.S. Как выяснилось несколькими днями спустя, ценник на новый BMW X5 будет начинаться с 3,1 млн руб. Удастся ли Acura удержать свой автомобиль в достойной комплектации в этих значениях, мы узнаем через пару месяцев.