Land Rover на службе в Африке: суровый родезийский гений

Сегодня из мест вооруженных конфликтов, где регулярная армия вступает в бой с повстанцами, часто приходят фотографии «затюненных» в соответствии с потребностями внедорожников. Как правило, это неприхотливые и надежные на бездорожье автомобили, дооснащенные пулеметами и бронещитками. Такие поделки даже нарекли специальным термином — «шушпанцер». К «шушпанцерам» принято относить переделки, обычно не попадающие в серию, у которых есть хотя бы «дырка для ружья».

Задолго до боевых действий в Сирии и Ливии (сегодня это основные поставщики «шушей») умельцы дорабатывали транспортные средства. Сегодня речь пойдет о такой машине, как Land Rover, коих по дорогам Родезии (Зимбабве), как и в общем по Африке, бегало много. А так как на дорогах были мины и террористы с автоматами, надо было что-то делать с незащищенным кузовом.

Многие Land Rover имели эрзац-противоминную защиту двигателя и водителей, установленные дополнительные бронеспинки и вооружение, смонтированное в разных местах.

Land Rover с дугами от опрокидывания.
Land Rover с наваренной рамой. Первоначальная версия защиты от опрокидывания.
В такой версии обычно устанавливались "бронеспинки", если не снимались двери - то двери укреплялись дополнительной бронёй.
Кроме бронеспинки в кузов устанавливалось дистанционно управляемое вооружение. В данном случае два автомата Калашкникова позволяют вести обстрел по сторонам в случае нападения из засады.
Квинтэссенция: "бронекоробочка" из Land Rover.

Массивные дуги не только защищали экипаж при опрокидывании, но и фиксировали массивную металлическую бронеплиту. Зачастую сразу после подрыва автомобиль атаковали стрелковым оружием из засады, поэтому водитель и пассажир хранили своё оружие в кабине для того, чтобы отбить нападение. Изначально винтовка водителя располагалась прикладом вниз, рядом с педалями, а ствол оружия находился на правом колене. Штурман держал свою винтовку между ног.

Land Rover после подрыва. Автомобиь не опрокинулся, часть передка разрушена взрывной волной.

В одном из первых минных инцидентов в Мтоко подрыв поднял автомобиль в воздух, и ствол винтовки штурмана ударил в водителя, выбив ему глаз. После этого инцидента двери были демонтированы, так что водитель и пассажиры могли размещать свои винтовки на коленях со стволом, направленными наружу. Это позволяло вести огонь в случае надобности в двух направлениях.

Если автомобиль подрывался на мине, оружие было под рукой сразу, так чтобы можно было вести ответный огонь. Если оставаться в машине было опасно, то водитель и пассажиры могли покинуть автомобиль с оружием на изготовку.

Санитарная машина с защитными дугами. При подрыве и перевороте каркас из дуг был призваны спасти экипаж от раздавливания.
Многоточечные ремни надежно фиксировали экипаж.
Land Rover с наваренным каркасом, бронекоробкой и дробовиками для защиты от нападения.
Окна Land Rover British South Africa Police (BSAP) дополнительно защищеные от обстрела решетками.

Clifford DuPont на параде в Morris Depot. Фото Butch WALKER.
Королева на осмотре войск. Фотограф Brian Jeoffries, 1960 год.
Королевская чета приветствует жителей Африки. Обстоятельства снимка неизвестны.

Статья подготовлена по материалам комьюнити shushpanzer-ru и bsap.org, выражаем благодарность за помощь Потемкину А. С.

Подпишитесь на «За рулем» в