Новый BMW X5: мастер-класс для конкурентов

В минувшие два дня под бархатный рокот дизельного мотора нового BMW X5 мне вспоминался недавно прошедший тест-драйв наконец-таки доехавшей до России Acura MDX. Вспоминался и сравнивался с неутешительными результатами для «японо-американца», замахнувшегося и на долю BMW. И, наматывая километры по дорогам Тосканы, я в очередной раз убеждался, что культ BMW, приверженцем которого я долго был и сам, вырос совсем не на пустом месте, так что желающим оспорить позиции этой марки в сегменте премиальных спортивных кроссоверов придется еще сильно постараться.

Объявив накануне о ценнике на X5 третьего поколения, буквально через пару дней BMW предоставила возможность опробовать две из трех моделей, которые будут продаваться у нас в стране — xDrive30d с модернизированным рядным шестицилиндровым агрегатом (190 кВт/258 л.с.) и самая мощная дизельная версия M50d с рядным шестицилиндровым дизелем с тройным турбонаддувом (280 кВт/381 л.с.). Бензиновый xDrive50i с V8 нового поколения (330 кВт/450 л.с.) в итальянском подразделении BMW для нас найти не смогли. Оно и понятно: в Европе на такую машину спрос, мягко говоря, достаточно специфический.

Нашей группе повезло, и запланированный на следующий день тест-драйв начался уже через три часа после прилета в римский аэропорт Фьюмичино. К сожалению, в BMW не изменили традиции, так что базовой комплектации xDrive30d с тканевым салоном на тесте не оказалось. О том, как выглядит базовый интерьер, пришлось додумывать, мысленно срезав с сидений кремовую кожу, а с дверей – декоративные планки. Впрочем, по своему собственному опыту «бумероводства» помню, что даже в самой скромной комплектации раздражение от баварской «скромности» быстро улетучивается благодаря ездовым качествам этих машин. В новом же X5 водителя и пассажира гораздо сильнее, чем отделка салона, поразит ощущение какой-то комфортной компактности: усевшись за руль, я почувствовал себя так, словно оказался в салоне X3 первого поколения! И это при том, что по габаритам автомобиль стал немного больше прежнего «икс-пятого».

Причина такого восприятия салона в увеличенной обзорности, более высоком положении сиденья и новой передней панели с горизонтальными линиями, продолжающимися в дизайне обшивки дверей. Дополнительный вклад в чувство компактности и отменную обзорность вносит изменившийся дизайн передней части и капота. Для водителя все эти новшества оборачиваются отличным ощущением габаритов машины длиной 4886 и шириной 1938 мм.

Водительское место BMW X5 - практически эталон комфорта и эргономики

«Не нужна тебе такая тачка, пацан!» (с) «Бумер-2»

Изменения в дизайне внешнего вида нового BMW X5 носят не только технический, но и «идеологический» характер. По словам представлявшего новинку PR-директора российского представительства BMW Василия Мельникова, в новом поколении Х5 уходит от агрессивной внешности, и это осознанный шаг. «При том что мало кому придет в голову усомниться, что BMW могла бы наделить этот автомобиль агрессивной внешностью», — говорит представитель баварской марки. В результате этих пацифистских настроений внешность машины изменилась настолько, что коллега, тщетно пытавшийся вспомнить какую-либо цитату из «Бумер-2», подошедшую бы к новому поколению когда-то вполне однозначно ассоциировавшейся с весьма специфической «крутизной» модели, плюнул на это дело и принялся искать иной подходящий поворот сюжета.

Технически это «умиротворение» выразилось в некоторой приглаженности линий. Автомобиль как-то визуально «похудел», а в профиль стал более клиновидным. При взгляде же спереди в глаза бросаются решетка радиатора, ставшая шире и доходящая до блока фар, и фирменные двойные круглые фары, которые заходят далеко на крылья. Помимо придания более миролюбивого облика эти изменения в дизайне напрямую связаны с такими показателями, как коэффициент аэродинамического сопротивления и масса автомобиля.

Хотя третье поколение X5 и создавалось традиционно для немцев не в революционном, а эволюционном ключе, отличить его от предшественника сможет даже неискушенный. Новичок является первым «Иксом», в котором используются воздушные «шторки» для снижения сопротивления воздуха. Вертикальные отверстия направляют набегающий воздушный поток в зону колесных ниш, где выходящий поток образует своеобразную «шторку» рядом с передними колесами, снижая неблагоприятные с точки зрения аэродинамики завихрения. После этого воздушный поток выходит через «жабры» в передних крыльях. Впервые кроссовер оснащен и аэродинамическими элементами на заднем стекле, направляющими воздушные потоки, дополнительно оптимизируя аэродинамику автомобиля. К числу аэродинамических элементов стоит отнести и появившуюся на X5 защиту картера из полированной нержавеющей стали.

При ближайшем рассмотрении она оказалась тонким листом, прикрывающим небольшой участок в районе нижней части радиатора, легко пружинящим при сильном нажатии, и частично перекрывающей пластиковую облицовку днища. Разумеется, соваться с такой защитой во что-то более жесткое, чем неглубокий снег, строго противопоказано, но свой вклад в коэффициент аэродинамического сопротивления (Cx 0,31) она вносит.

Не самое эстетичное зрелище соединения пластикового крыла с передней стойкой способно оскорбить требовательный взгляд ценителя. Но такова плата за снижение веса почти на 90 кг.

Результаты исследования конструкторами BMW всеобщей тенденции по снижению веса производят смешанные впечатления. В первую очередь из-за использования в крыльях пластика. Зазоры между верхней частью крыльев и передней стойкой как-то уж слишком бросаются в глаза (и не только здесь – не менее впечатляет щель между кромкой задней дверцы и бампером). Да и сам выбор из материала, не подлежащего ремонту, вопрос весьма дискуссионный. Мы так и не добились от наших собеседников из BMW точного ответа на вопрос, насколько использование легких материалов и увеличение пассивной безопасности пешеходов повлияло на жесткость кузова, но наличие второй распорки под капотом наводило на соответствующие мысли…

Под капотом прибавлись элементов жесткости. Плата за снижение веса и использование легких материалов?

Будущий хит продаж — младший дизель

Впрочем, первому владельцу, способному выложить за машину свыше 3,1 млн руб., о таких подробностях вряд ли придется задумываться. Тем более что на ходу xDrive30d, прибавивший 20 Нм крутящего момента и 10 «лошадок», оказался чудо как хорош. Дуэт трехлитрового турбодизеля и 8-ступенчатого «автомата» ZF практически безупречен. Реакции автомобиля на педаль газа заставляют забыть о том, что под капотом кроссовера дизель, а не бензиновый ДВС. Не напоминает об этом и звук мотора, приглушенно доносящийся из-за ламинированного стеклопакета. Клавишами на центральной консоли можно уже традиционно выбрать один из режимов движения: Comfort, Sport, Sport+ и Eco Pro, варьируя отзывчивость педали акселератора, рулевого управления и автоматической коробки передач, а также жесткость амортизаторов за счет системы Dynamic Damper Control.

Как оказалось на практике, чтобы ощутить разницу этих режимов в работе подвески в версии xDrive30d, надо очень постараться. Но даже при этом работает она так, что усади вас в салон с закрытыми глазами и попроси определить, на каком авто вас везут, с вероятностью 99% ответом будет: «BMW». Плотная, упругая и в то же время потрясающе комфортная. Переползая через очередную кочку на грунтовке, ведущей к виноградникам Sassikaia, нам ни разу не удалось пробить подвеску, даже умышленно направив автомобиль через внушительного вида канаву.

Следуя традиции

К виноградникам, где выращивают вино для марки, ставшей одним из важных источников дохода для братского бренда BMW – компании Alpina, путь лежит по привычному для этих мест серпантину. Лучшего места для проверки того, как работает шасси и рулевое управление, подобрать трудно. В базовой комплектации все модельные варианты нового X5 оснащены электромеханическим усилителем рулевого управления Servotronic производства все той же ZF. Система обеспечивает ясный и четкий «ноль» на руле, сам руль по-бээмвэшному плотный. Все то, за что BMW любили поклонники марки, в новом X5 присутствует.

[caption id="attachment_588785" align="aligncenter" width="575"]

Виноградники Sassikaia, где прошла презентация модели, приносят компании Alpina, владеющей правами на продажу этих вин в Германии, 10% дохода — почти 8 млн евро ежегодно.[/caption]

Для тех же, кому хочется еще большей технологичности, доступно активное рулевое управление. Наряду со степенью усиления рулевого механизма оно варьирует и угол поворота колес в зависимости от скорости движения.

Вообще, перечисление опционально доступных элементов и систем для нового поколения Х5 способно занять три-четыре страницы. Мы же ограничимся главным. Среди опций для BMW X5 нового поколения — новые линии оформления Design Pure Experience и Design Pure Excellence, а также спортпакет M, причем компоненты отделки экстерьера и интерьера можно сочетать практически в любых комбинациях. Помимо базовых электронных ассистентов можно доукомплектовать автомобиль адаптивной ходовой Dynamic или Professional, системой Night Vision с функцией распознавания живых объектов, ассистентом параллельной парковки и помощником вождения с системой предупреждения об опасности столкновения и наезда на пешехода.

Разумеется, что, собрав из этого высокотехнологичного «Лего» электронного монстра на колесах, заплатить придется несколько больше чем три миллиона рублей, но это уже совсем другая история, за которую «благодарить» стоит не компанию BMW, а родное правительство и депутатов, вводящих налоги, превращающие ценник из 62 700 евро – именно столько стоит автомобиль в Германии, в 3,1 млн рублей.

Имидж – ничто! M Performance – все!

Утро следующего дня мы начали уже с другим автомобилем – топовым M50d. Причем начали с более пристального осмотра, на который накануне попросту не хватило времени. Тогда-то и обнаружились зазоры между крылом и стойкой, бампером и пятой дверью, вторая распорка под капотом... Состоящая, как и прежде, из двух частей дверь багажника вновь не скрывает за собой докатки — ее можно докупить отдельно и запихнуть в отсек вместо штатно установленного пластикового поддона на случай сомнений в шинах run-flat.

Спинка заднего сиденья складывающаяся в пропорции 40 : 20 : 40, увеличивает объем . багажного отсека с 650 до 1 870 литров.

Сам же багажник достаточно скромен — его объем 650 л, которых после установки опционального третьего ряда сидений становится и того меньше. Вот тут да, пожалуй, еще по части качества кожи, которой обшиты сиденья, американцам из Acura удалось обыграть BMW, выкатив полноценный семиместный MDX с большим багажником.

Салон нового M50d изменился примерно так же, как и у других версий модели, – новая архитектура передней панели, новое ощущение пространства, но при этом все знакомо, и изучение органов управления не утомит человека, хоть раз управлявшего «баварцем».

Вместе с тем на ходу это оказывается совсем другая машина. Прежде всего замечаешь иную работу трансмиссии и мотора. Спортивная «восьмиступка» первоначально поразила нас невиданной задумчивостью. Но, как оказалось, виной тому ее способность к адаптации. Привыкнув к режиму Eco Pro, который предпочитал предыдущий водитель, наш «икс-пятый» довольно долго отказывался «учиться плохому» и лишь через некоторое время начал радовать настоящим откликом на кик-даун и резвыми ускорениями как с городских 60, так и с крейсерских 130-140 км/ч.

Найти настоящее бездорожье в Италии трудновато, но вот живаписных руин - полно.

В отличие от трехлитровой версии xDrive 30d, все тот же трехлитровый, но оснащенный тремя турбинами и иным программным обеспечением топовый двигатель развивает 381 л.с. в диапазоне 4000-4400 об/мин коленвала и максимальный крутящий момент 740 Нм уже при 2000-3000 об/мин. Впечатляющая динамика наряду с более жесткой работой подвески в режимах Comfort и Sport поначалу радует, но сопровождается довольно громким звуком мотора. Через некоторое время этот бубнящий рык в сочетании с жесткостью перестает компенсировать даже восторг от отменной управляемости, и рука сама тянется перевести селектор iDrive в режим комфортных настроек. Но, как оказалось позднее, машина достаточно умна, чтобы перестроиться на более тихий и экономичный алгоритм работы двигателя и коробки даже в спортрежиме. В результате всех этих экспериментов четыре сотни километров, проделанные на шоссе, проселке и даже подобии легкого оффроуда, без оглядки на экономичность принесли нам результат в 8,5 л/100 км, что довольно близко к официально заявленным цифрам.

Резюме

Подытоживая впечатления от нового BMW X5, можно сказать только одно: у баварцев опять получилось! Конкурентам снова показано, как нужно делать красивые, быстрые и комфортные автомобили. Да, можно много ругать конструкторов марки за то, что они следуют не самым радостным для поклонников BMW тенденциям, вроде технических изменений для достижения класса экологичности Евро-6, снижения веса за счет использования пластиков, но в главном BMW по-прежнему верна традициям. Компания снова выкатила на рынок автомобиль драйверский, стильный и комфортный. Уход же от бандитского имиджа явно не то, о чем нужно жалеть...

Подпишитесь на «За рулем» в