Перспективы «Шевроле-Нива 2»: на ниве догадок
Компания «Шевроле» на российском рынке продает четыре полноприводника в разных ценовых категориях: от маленькой «Нивы» (минимум 449 000 рублей) до гиганта «Тахо» (от двух с лишним миллионов). Между ними есть еще два – «Каптива» (от 1 065 000) и «Трейлблейзер» (от 1 444 000). При этом разрыв между ними составляет более полумиллиона – сюда явно просится машина ценой в 600 000–700 000 рублей. Но это место уже можно считать занятым: в него четко вписывается «Шевроле-Трэкс» (ЗР, 2013, № 1). Его обещают продавать в России под именем «Треккер» с начала 2014 года, наладив сборку на калининградском «Автоторе».
«Нива» второго поколения вряд ли будет дешевле нынешней. Скорее всего, немного дороже – тысяч от пятисот. То есть будущий вседорожник с «Треккером» оказываются близки по цене.
Размеры
Сопоставляя технические данные «Нивы» и «Треккера», приведенные в таблице, будете удивлены: машины различаются совсем немного. «Нива» находится в той же весовой категории, что и «Треккер», хотя по габаритам чуть меньше. Однако по сложившейся практике «Нива» второго поколения просто обязана стать крупнее, то есть приблизиться к уже существующему «Треккеру».
Кузова и моторы
В Тольятти уже начали строить новый завод кузовов для «Шевроле-Нивы» второго поколения, принадлежащий родственной компании «Джи-Эм-АВТОВАЗ». Первый кузов должны сварить в декабре 2015-го. Этот факт говорит о том, что машина уже практически существует – размеры кузова известны. А пара оставшихся лет уйдет на доводку собственно автомобиля, уточнение технологических процессов его сборки на конвейере и заказ пресс-форм.
В следующем году в Тольятти планируют построить завод «АЗ Пауэр-трейн», чтобы выпускать лицензионные двигатели для новой «Шевроле-Нива». Предприятие создают индийская компания «Автэк» (AVTEC Ltd.) и тольяттинский Завод высокоточных деталей. Какие именно силовые агрегаты будут собирать, неизвестно. Ходят слухи о лицензионном бензиновом моторе «Пежо-Ситроен».
На иностранный лад
Создавая недорогой компактный вседорожник, приходится экономить на всем. Почему бы «Ниву 2» не построить на платформе «Треккера», но со своими кузовными деталями? Привлекательный вариант. Может быть, из-за этого производство «Треккера» в России отодвинуто почти на год? Ведь у нас где год, там и два. И пойдет из Тольятти «Нива/Треккер» по 120 тысяч машин в год. А «Опель-Мокка», аналог «Треккера», пусть «Автотор» собирает.
Можно поступить еще проще: сделать «Ниву» более дешевой версией «Треккера», заменив лишь эмблему на решетке радиатора, подправив бамперы и задние фонари и при этом не тронув ни одной кузовной панели, тем более каркаса. Кстати, для такой машины будет уместен пластиковый обвес а-ля «Бертоне», который подчеркнет боевитость кроссовера и еще больше свяжет образы «Нивы» первого и второго поколений.
Да вот беда, раздатки у «Треккера» нет. Впрочем, без нее машина и легче, и тише, имеющегося полного привода вполне достаточно. Соорудить первую (а может, и вторую) передачу и главную пару пониже – и можно объявить машину вседорожником, как поступил «Рено» с «Дастером». А полноценным маленьким вездеходом с раздаткой пусть остается «Лада 4×4» или ее преемница.
Своя рубашка
Варианты с перелицовкой у наших автомобилистов могут не пройти. В этом случае «Джи-Эм-АВТОВАЗ» будет вынужден поставить рядом с кроссовером «Треккер» практически одноразмерный с ним вездеход «Нива 2», где должны быть и раздатка, и более мощный двигатель. Агрегаты придется подбирать из тех, что есть под боком, в Тольятти. Расчет на моторы от «АЗ Пауэртрейн» или собственные двигатели Волжского автозавода – скажем, 16-клапанный 1,8-литровый, чьи чертежи пылятся в заводских загашниках. На худой конец сгодится и 1,6-литровый 16-клапанный мотор «Рено», чью сборку планируют организовать в Тольятти. А может, к тому времени подоспеет аналогичный, но более современный двигатель «Ниссана».
Создавать новые коробку и раздатку времени нет, надежда только на «Пауэртрейн». Индийские корни «Автэка» могут закономерно потянуться к агрегатам «Махиндры». А вот «автомат», обещанный первыми лицами «Джи-Эм-АВТОВАЗа», видимо, придется ввозить.
Неразрезной мост сзади, скорее всего, оставят, но уже без устаревшей тяги Панара. Менять существующую переднюю подвеску особой необходимости нет, она вполне работоспособна.
Дизайн проще заказать итальянцам: связи с «Бертоне» наработаны еще во времена создания пластикового обвеса. А идея небольшого вездехода (тоже, кстати, под именем «Трэкс»), созданного в южнокорейском дизайн-центре «Джи-Эм», была представлена россиянам на Московском международном автосалоне еще в 2007 году. Такой стиль подходит вездеходу «Шевроле-Нива» второго поколения.
Бизнес-схема
Первый вариант с точки зрения бизнеса более логичен. Практически готовый проект с переходом «Нивы» второго поколения в стан кроссоверов. Второй путь заслуживает уважения за сохранение «Нивы» как вездехода. Но во всем остальном он несовременен и может оказаться убыточным. Ведь готовой платформы, на которой можно построить небольшой вездеход, нет. А кому поручить проектирование машины с чистого листа? Модель «Шевроле-Нива» в свое время создал АВТОВАЗ, но сегодня у него других забот хватает. «Джи-Эм-АВТОВАЗ» – сборочный завод, собственного конструкторского подразделения не имеет. «Дженерал Моторс» тоже никогда не занимался компактными вездеходами. Разве что его южнокорейское отделение разработало уже упомянутую кроссоверную платформу Gamma II. Так что вариант решения – нанимать кого-то на стороне, чтобы собрать интернациональную конструкцию из готовых агрегатов разного происхождения.
Но без достаточного опыта создать сбалансированную по ездовым свойствам, проходимости и надежности машину, которая сможет заслуженно носить имя «Нива», вряд ли получится. К тому же потребуется уйма времени и, главное, денег. А они обременят стоимость автомобиля. Опасаюсь, как бы цена тогда не перепрыгнула рубеж 600 тысяч.
Новый «Шевроле-Нива» обещают показать публике в 2014-м на автосалоне в Москве. Нам видится, это будет машина, построенная на платформе «Треккера». Вариант компромиссный, но, пожалуй, самый эффективный.