Кому и за что платим

КОМУ И ЗА ЧТО ПЛАТИМ

В России за несоблюдение закона об обязательном страховании гражданской ответственности будут штрафовать. Не очень круто: на 5-8 МРОТ (500-800 руб. по сегодняшним ценам) - но ощутимо. Так что и по этой причине (о других мы говорили многократно) ЗР настоятельно рекомендует застраховаться. Как это лучше сделать?

ОКАЗАТЬСЯ В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ

Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" начнет действовать только 1 июля. Поэтому сломя голову бежать в страховую компанию еще не стоит, но приглядеться к тем, кто правит бал на рынке автострахования в вашем городе, уже пора. По словам генерального директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрея Слепнева, "правильный" страховщик должен, во-первых, иметь лицензию Минфина и, во-вторых, быть членом РСА. Особого отбора РСА не ведет, но все же на членство в союзе могут рассчитывать лишь компании, занятые автострахованием не менее двух лет, имеющие корреспондентские отношения или собственные региональные сети во всех субъектах РФ и отвечающие ряду финансовых требований. Кстати, Минфин раздавать лицензии автостраховщикам начнет только в июне, а вот со списком членов РСА (их уже 85) можно хоть сейчас ознакомиться на сайте союза www.rasovt.ru. Тем, кому блага цивилизации в виде Интернета недоступны, советуем обратиться в одно из подразделений ГАИ: именно там предполагают вывесить перечень страховщиков, которые участвуют в программе.

МИНИМАЛЬНЫЙ АВТОТАРИФ

После того, как компания выбрана, приходит время оформлять страховку. Данный этап взаимоотношений страховщиков со страхователями, как показывает практика, вызывает у наших автолюбителей больше всего вопросов.

Начнем с расчета ежегодных страховых взносов. Какой-то определенной суммы для всех и каждого не существует. Есть базовый тариф - 1980 руб. Отталкиваясь от него, автостраховщики при помощи специальных коэффициентов станут вычислять, сколько денег им должен платить ежегодно каждый конкретный автолюбитель. Учитываться при этом будут возраст, общий водительский стаж и стаж безаварийной езды автовладельца. Чем старше человек, чем больше времени он провел за рулем и проездил без аварий, тем ниже будет ежегодный страховой взнос. Марка и год выпуска автомобиля страхователя также будут влиять на сумму взноса: за иномарки придется платить дороже. Впрочем, от такого "автонационализма" страховщики надеются со временем отказаться.

"ЖЕЛЕЗО" - 160 ТЫСЯЧ РУБ., ЗДОРОВЬЕ - 240 ТЫСЯЧ

Один из наиболее часто задаваемых вопросов: на кого - владельца или машину - будут оформлять страховку? Вот что говорит по этому поводу Андрей Слепнев: "Страхователь вправе не конкретизировать список лиц, которые (на законных основаниях) могут оказаться за рулем данного автомобиля. Но надо иметь в виду, что в этом случае компания не сможет просчитывать тарифы, исходя из заслуг каждого водителя (безаварийный стаж, возраст), и ежегодный страховой взнос окажется выше. Конкретизировав список в страховом полисе, вы сможете все это указать, и взнос будет меньше. Клиент должен сам взвесить: нужны ему подобные ограничения или нет". Кстати, указав в полисе имена водителей, вы потом вправе дополнить или, наоборот, сократить список - надо просто уведомить об этом страховую компанию. Там оформят новый договор с "исправленным" списком и пересчитают сумму взноса.

Впрочем, сумма страхового взноса год от года изменяется в любом случае. В какую сторону - зависит от страхователя. Если 12 месяцев прошли без аварий, скорее всего, сделают небольшую скидку. Если же не повезло и попал в неприятность (особенно крупную или несколько раз) взнос, видимо, увеличат. Последнее слово остается за страховой компанией. Правда, на сумму компенсационных выплат такая вариативность тарифов не влияет. Как объяснил директор Департамента комплексного страхования "Ингосстраха" Виталий Княгиничев, максимальная сумма компенсационных выплат по договорам обязательного страхования гражданской ответственности в любом случае составляет 400 тыс. руб. При этом за помятое "железо" автовладелец может получить не более 160 тыс. руб. А ущерб, причиненный здоровью, оценивается максимум в 240 тыс. руб. Исходя из этой верхней планки, страховщики и станут высчитывать сумму компенсации за каждое помятое крыло или побитое колено.

Самое отрадное в программе обязательного страхования - это то, что она охватывает буквально всех автовладельцев. Даже если страховавшая вас компания разорилась, эксперты не смогли установить виновника аварии или оказалось, что он не застраховал гражданскую ответственность, вам, как честному страхователю, все равно выплатят причитающуюся компенсацию из средств страхового фонда (правда, он будет создан только через год). В случае, если будет установлено, что все участники ДТП не виновны, ремонт оплатят все заинтересованные страховые компании. Словом, счастливый обладатель полиса, учинивший аварию, уйдет от финансовой ответственности в большинстве случаев. Разве что будет доказано, что он совершил ДТП по злому умыслу или в нетрезвом виде...

СТРАХОВЩИК ВМЕСТО АДВОКАТА

Первые полгода требовать страховку у водителей сотрудники ГАИ будут только при постановке автомобиля на учет, снятии с учета и во время техосмотра. При этом, даже если вы добровольно застраховали гражданскую ответственность, полис обязательного страхования все равно необходим. Правда, страховщики успокаивают: компании, участвующие в программе обязательного страхования, скорее всего, переоформят договор, превратив его из добровольного в "принудительный". А разницу в сумме зачтут в пользу следующего года.

Тариф 1980 руб. - та самая минимальная планка, которая позволяет страховщикам держаться на плаву. Впрочем, они знают, на что идут, когда подписываются на участие в государственной программе. К хорошему, в том числе и тому, что все твои аварийные проблемы решает страховой агент, быстро привыкаешь. Приятно, когда не надо долго маяться возле битой машины, выясняя, кто кого ударил, и подозрительно щуриться на оппонента: не "подставляла" ли? - а просто передать ему визитку своего страхового агента. Пусть разбираются...

Подпишитесь на «За рулем» в