Личное мнение: милицейская логика

В ноябре должны вступить в силу новые правила приема экзаменов в автошколах. Если будет принят нынешний проект МВД, учиться придется дольше, платить за это больше, а качество подготовки не улучшится!

Нынешняя редакция закона «О безопасности дорожного движения» побила все рекорды. Между первым и вторым чтениями прошло больше двух лет, а между вторым чтением и подписью президента – меньше двух недель.

Появились новые категории и подкатегории в правах – это раз. Запрещена самоподготовка водителей – два. Можно учиться и сдавать экзамены на автомобиле с автоматом – три. Но чтобы новый закон заработал, надо принять несколько важнейших подзаконных актов. Например, новые правила лицензирования автошкол, ведь они должны теперь работать в измененных условиях. Я уже не говорю о правилах приема экзаменов и программе обучения.

Пишу этот текст, когда до вступления закона в силу остается меньше месяца. Но все еще нет программ обучения (а ведь это основополагающие акты) и даже неизвестно, кто их будет разрабатывать. Вроде бы Минтранс, но он пытается передоверить это Минобразования или МВД. Зато есть проект правил приема экзаменов. Но какой!

Главное «ноу-хау» проекта – кандидатам придется сдавать экзамены три раза. И учиться в два этапа. Сначала ученик проходит теоретический курс и практику на площадке и сдает по этим предметам внутренний экзамен в школе. В ГИБДД считают, что таким образом он получит «первоначальные навыки вождения». Затем эти два экзамена проводятся повторно в ГАИ.

Только в случае их успешной сдачи кандидат допускается к обучению в реальных дорожных условиях. И опять – сначала внутренний экзамен в автошколе, потом еще один в ГИБДД. Наконец, успешно сдав последний, выпускник получит права. Причем число попыток сдать теорию и «площадку» не ограничено (устанавливается только перерыв в семь дней между ними), а вот на сдачу экзамена в городе отпущено всего три захода.

Уже подсчитано: если новая система будет введена, курс обучения продлится до полугода и обойдется претенденту на водительское удостоверение значительно дороже. А еще ведь предстоит платить за каждый экзамен, – в том, что будет именно так, я не сомневаюсь: доход-то какой! Возрастает и риск коррупции: чем сложнее процесс получения прав, тем больше соблазн обойти эту процедуру…

И еще вот что мне непонятно. Какими силами гаишники собираются принимать экзамены у новичков? Уже сейчас во многих регионах страны очередь, а тут количество экзаменов возрастет. А еще с этой осени сдавать на российские права обязали иностранных водителей (несколько миллионов человек); те, кого лишили прав за нарушения ПДД (еще миллион в год), тоже отправляются на пересдачу. С таким наплывом не справится ни один МРЭО. А качество приема, думаете, улучшится, если вместо десяти кандидатов в день офицер проэкзаменует пятьдесят?

Впрочем, если перед МВД поставлена задача резко сократить количество людей с водительским удостоверением, тогда все становится ясно. В таком случае логично ввести не три новых экзамена, а пять-десять, по количеству изучаемых предметов и элементов вождения. Типа сегодня мы прошли «змейку» – будьте добры сдать по ней экзамен!

Одна надежда, постепенно перерастающая в уверенность: к указанному сроку, к 5 ноября, большая часть подзаконных актов не будет готова и еще какое-то время мы поживем по старым правилам. Хорошо бы успеть скорректировать проекты в сторону большей человечности, что ли… И нормальной логики. Не милицейской.

Подпишитесь на «За рулем» в