Lada Granta на кольце: заряжай
ОБРАТНАЯ ТЯГА
Как там было... «В воскресенье побеждай, в понедельник продавай». Автоспорт в умелых руках – эффективный инструмент продаж. Им вооружились и на АВТОВАЗе, запустив кольцевой Кубок «Лада-Гранта» еще до того, как машины появились у дилеров. Впрочем, гоночная «Гранта» мало чем напоминает конвейерную. Разработанный специалистами «ТоргМаша» болид оснащен 235-сильным турбомотором, в коробке передач секвентальный механизм переключения, место свободного дифференциала занял узел повышенного трения.
Взамен электроусилителя – гидравлика. Сцепление керамическое, тормоза с дисками 330 мм спереди и 260 мм сзади, которые обнимают четырех- и двухпоршневые суппорты. В регулируемых подвесках – оригинальные пружины, амортизаторы и стабилизаторы. Впрочем, хотя бы конструктивно задняя балка идентична заводской, тогда как у машин для мирового чемпионата WTCC сзади стоит уникальная многорычажка. И ничего, все проходит под слоганом «Реальные машины для реальной жизни».
Как едет? Быстро! Посадка за руль, что обычно для гоночного автомобиля, начинается с эквилибристики: каркас и «ковши», настроенные под конкретного пилота. Коробка передач кулачковая, с последовательным переключением, для которого необязательно выжимать сцепление. Отклик на руль, на газ, на тормоз по меркам даже очень быстрых дорожных машин – быстрый, резкий, требующий особых навыков.
И это правильно! Машинам в стандартных спецификациях, даже таким, которые позиционируются как спорт- и суперкары, на автодромах тяжко. На серийных автомобилях не только не покажешь высоких результатов – даже десятка кругов в боевом режиме не протянешь. Неспроста организаторы серии RHHCC для пилотов-любителей даже в самом младшем классе разрешают установку иных тормозов и шин. Все равно стандартные колодки и диски придется менять после пары-тройки этапов, – не лучше ли сразу установить что-то путное?
НЕ КАРТОШКУ ВОЗИТЬ
Вот создатели гражданской «Лады-Гранта Спорт», похоже, сразу на это ориентировались. Диаметр передних механизмов с колодками «Феродо» – 280 мм, задних, тоже дисковых, – 240 мм. Но суппорты остались плавающими; наверняка у тех, кто планирует регулярно выгуливать «Гранту Спорт» на трек-днях, появится соблазн заменить их более хваткими четырехпоршневыми, с улучшенным теплоотводом.
В поворотах выясняется, что и поддержки не хватает. В пылу заездов на это не всегда обращаешь внимание, зато на следующий день начинают ныть синяки на коленках. Хотите гоняться – сразу ставьте другие сидушки.
Пока штатных механизмов хватает лишь на пять кругов в быстром темпе – как раз заезд RHHCC! Остались неизменными и те недочеты, которые досаждают и в обычной жизни, и в боевых заездах. К чему такая высокая посадка?! Сиденья жестче и плотнее привычных, однако все так же лишены регулировки по высоте: рослому пилоту в шлеме тут явно будет неудобно.
А как мотор? Знакомый по «Приоре» шестнадцатиклапанник тут выдает не 98, а все 120 сил. Мало? Производитель обещает 9,5 с в разгоне до сотни и максималку в 197 км/ч. У лидеров любительского зачета «Сити-Лайт», куда попадает «Гранта Спорт», динамика посолидней. Стоковая 143-сильная «Тойота-Селика» берет стокилометровую отметку на секунду быстрее, 2-литровая «Мазда-3» выполняет упражнение за 9 с, и лишь разгон «Хонды-Сивик» с полуторалитровым мотором мощностью 130 сил почти совпадает с заявленными АВТОВАЗом значениями. Но у «Хонды», как и у других иномарок, вряд ли так выбивает рычаг коробки передач.
Увы, на тестовой модификации была еще старая коробка с рычажным приводом. Влетаю в поворот, открываюсь на выходе, двигатель ревет... а разгона нет. Что такое?
– Передача вылетела, – спокойно констатирует сидящий справа профессиональный гонщик Дмитрий Брагин. Еще пару раз он заранее предупреждал меня: «Снова выбило», и я успевал воткнуть вторую перед ускорением. Досадно. Но сейчас, с появлением тросового механизма переключения, эта проблема должна уйти.
С ПРИЦЕЛОМ НА ПОДИУМ
Брагин оживился лишь однажды, когда я начал атаковать поребрики в змейке.
– Послушай, может, не надо тут так ехать?
Что такое? Я «чайник» и мои траектории никуда не годятся?
– Нет, в общем все правильно, но жалко гробить технику. Мы же не на гонках!
Ха, как бы не так! Хотите найти целевую аудиторию, рассчитывайте, что «Гранту Спорт» будут гонять в хвост и в гриву. Так что, Дима, пересаживайся за руль и покажи, на что способна «Гранта»! Лидеры «Сити-Лайта» едут «Смоленское кольцо» около 1 минуты 55 секунд на машинах с чип-тюнингом, доработанными подвесками и тормозами. В наших замерах абсолютно стандартный «Ауди-А1» со 122-сильным турбомотором одолел круг за 1.59,8. Так что Брагину надо выходить из 2 минут.
Не получилось: лучший результат – 2.01,8. Никуда не годится? Отчего же! Секунду-другую можно снять за счет более цепких шин – штатные «Иокогама С-драйв» размера 195/50R16 лучше заменить, например «Иокогамой-Адван AD08». Можно поиграть с углами подвески (хотя и тут кастер выставлен на максимум, а задним колесам придали отрицательный развал на градус больше по сравнению со стандартными модификациями).
Поставить альтернативные стойки, тормоза поухватистее – и, глядишь, намоются те секунды, которые отделяют «Ладу-Гранта Спорт» от любительского подиума. Ну кто это сделает первым?
А для профессиональных гонок всегда есть «Гранта Кап».
Благодарим команду Syzran Racing Team
за помощь в подготовке материала.