Маленькие хитрости
ТЕХНИКА
Новинки
ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ
Кроме выхлопных газов, автомобильный двигатель выделяет не менее вредные картерные. Они появляются из-за того, что через микрозазоры между поршневыми кольцами и стенками цилиндров продукты сгорания проникают в картер. Там этот "выхлоп" смешивается с частицами масла и сажи. Газы нельзя оставить в картере: постепенное повышение давления приведет к выдавливанию масла через сальники. Когда-то проблему решали просто - с помощью трубочки, выведенной под автомобиль (так и сегодня поступают нерадивые хозяева машин с изношенными двигателями). Потом спохватились и замкнули систему, возвращая газы через воздушный фильтр во впускной тракт и далее в камеру сгорания.
Круг замкнулся, но вот беда - частицы масла начинают портить благостную картину выхлопа, отравляя потихоньку не только атмосферу, но и дорогой нейтрализатор. Разного рода лабиринтные маслоотделители на пути промасленных картерных газов эффективны процентов на 70, обычные фильтры получше (степень очистки до 95%), но требуют периодической замены. Забьются - беды не избежать, все масло незаметно для водителя окажется на дороге.
Решение, предложенное фирмой "Манн+Хуммель", выглядит неожиданно: в трубопровод вентиляции картера встроили миниатюрный (чуть толще карандаша!) электросепаратор, ротор которого, раскрученный до 8000 об/мин, отбрасывает тяжелые частицы масла на стенки, по которым они стекают обратно в масляную ванну. Обслуживания устройство не требует, потребляет около 50 Вт мощности и, говорят, не менее долговечно, чем сам двигатель...
Еще одно изобретение фирмы обещает увеличить крутящий момент двигателя за счет так называемого импульсного (или инерционного) наддува. Оказывается, если впускать воздух в цилиндр не плавно, по мере открытия клапана, а резко, "щелчком", его войдет больше. Соответственно, можно увеличить и количество топлива. В теории все выглядит достаточно просто, вот только этот добавочный "тактовый клапан" во впускном тракте должен срабатывать раз сто в секунду, да еще со временем открытия "на полную", не превышающим 3 мс! (Та еще задача для электромагнитного механизма!) Тогда получается выигрыш в крутящем моменте "на низах" около 20%. При большей частоте вращения работает обычный турбокомпрессор, обеспечивая ровную, без провалов, характеристику.
Немудреный с виду клапан дает мотору "второе дыхание".
Такой моторчик в трубопроводе бережет наши легкие и продляет жизнь нейтрализатору.