Нейминг в автоиндустрии: как придумывались названия марок
Существует целый ряд неудачных наименований, которые в ходе экспансии на иностранные рынки производителям автомобилей приходилось менять. К примеру, в Mitsubishi и представить себе не могли, что название внедорожника Pajero на испанском языке означает мужчину-рукоблуда. Когда продажи японского автомобиля так и не двинулись с мертвой точки, его пришлось переименовать в Montero. С аналогичной проблемой столкнулись и в Toyota, когда узнали, что MR2 во французском произношении очень напоминает излюбленное ругательство французов «merde», неблагозвучное и эквивалентное русскому «дерьмо». Mazda тоже осеклась в Испании, назвав собственное транспортное средство «проституткой» (Laputa). Не смогли справиться с языковым барьером американцы из Ford, представив автомобильному рынку Латинской Америки «престарелую, непривлекательную даму» Fiera.
Но сегодня мы поговорим не о провалах автопроизводителей и маркетологов, а об историях успешных автомобильных имен. Интереснее всего разобраться, какое значение пытались дать производители своему детищу (в нашем случае — маркам машин) и что в итоге из этого всего получилось.
Alfa Romeo – красивое итальянское название, которое, казалось бы, должно, в первую очередь, иметь связь с греческой буквой «альфа» и ее символическим значением – началом. Однако на практике все значительно банальнее – это всего лишь аббревиатура миланского завода, основанного в 1910 году. Позже, когда к бизнесу по производству транспортных средств подключился делец по фамилии Ромео, было принято волевое решение добавить его фамилию в название фирмы, которое до сих пор и находится на слуху у ценителей красивых и быстрых автомобилей.
Aston Martin – наталкивает на мысли о Британском полуострове, что является безусловным попаданием прямо в яблочко. Лайонел Мартин – один из непосредственных родоначальников концерна наряду с Робертом Брамфордом. Астон – это воспоминание о горной деревушке Астон Клинтон и победе в гонке, которая происходила в ее окрестностях.
Audi – можете ли вы на минуточку представить, чтобы вам суд запретил пользоваться собственной фамилией? Несусветная чушь! А Августу Хорху пришлось смириться с подобным решением Фемиды и долго ломать голову над названием для своей новой компании. Причина проста – слово «Хорх» уже использовалось на его предыдущем месте работы. Нормы любого языка гласят о том, что имена и фамилии не поддаются переводу, но наш герой решил пойти против правил, и ему это удалось. «Слушай» — именно так переводится «Хорх» на русский, на латыни это звучит как «Ауди». Четыре кольца символизируют объединение с тремя другими производителями автомобилей, что послужило образованием Auto-Union.
BMW – союз производителей автомобильной и авиационной продукции в начальном варианте назывался Баварским самолетным заводом, однако спустя несколько лет был переименован в Баварский моторный завод — Bayerische Motoren Werke на немецком. Логотип напоминает о том, что когда-то компания занималась производством летательных средств, оборудованных пропеллером. Синий и белый – официальные цвета баварского региона.
BYD. А пока весь остальной мир погряз в экономических и политических кризисах, китайские производители вовсю занимаются строительством собственной мечты. Они так и транспортное средство назвали – Build Your Dream.
Cadillaс – одно из детищ Генри Форда, оставшееся сиротой после скоропостижного ухода своего отца в другую компанию. Ненадолго. Руководство фирмы решило не изощряться и назвать автомобиль в честь основателя города, который мы знаем как центр автомобилестроения и город шального рока из песен группы AC/DC – Детройта. А звали этого человека Антуан де ла Кадиллак.
Chevrolet – название происходит от имени одного из известнейших американских гонщиков Луи Шевроле. Швейцарец по происхождению, он успел поработать автомобильным механиком во Франции, пока не оказался сначала в Канаде, а потом и в США. Один из руководителей General Motors решил назвать в честь его побед новую серию автомобилей, что не помешало Луи разругаться со всеми в пух и прах и покинуть фирму.
Основателем бренда Citroën является Андре Ситроен, который в качестве логотипа собственной фирмы выбрал двойной шеврон.
У жителя бескрайних просторов России Dacia ассоциируется, в первую очередь, с садоводческим участком, весенней посадкой картошки и возможностью отдохнуть от назойливой городской суеты. На самом деле так называлась одна из провинций Римской империи, которая находится где-то на территории современной Румынии. Учитывая тот факт, что румыны считают себя прямыми наследниками римлян, неудивительно и то, что они повсеместно используют римские обозначения. Насчет логотипа компании ходят самые разные догадки, но большинству наших соотечественников он стойко напоминает приспособление для открытия пивных бутылок. Впрочем, в нашей стране продукция Dacia представлена под маркой Renault.
Hyundai. Этот автопроизводитель решил не мелочиться и отождествил собственные автомобили с современностью, что в транслитерации с корейского и отобразил в названии. Очень ловкий ход, учитывая постоянное стремление людей пользоваться новым и совершенным. Вот только во всем мире так и гадают, каково же правильное произношение этого слова. Хёндэ!
Jaguar – общеизвестно, что ягуары, как представители животного мира, быстры, но невыносливы – запаса их сил хватает на несколько рывков, после которых нужен длительный период для пополнения внутреннего заряда. Не об этом думали производители автомобилей из разгромленного после Второй мировой войны Ковентри, подыскивая новое название для своего чада, которое они опрометчиво назвали СС.
Lexus – единственное японское название, которое не несет в себе вообще никакого глубокого внутреннего смысла. Это аллюзия на имя одной из героинь американского сериала «Клан Денвер». Пиарщики хотели отобразить в нем роскошь – им это удалось. Люксовая линейка Toyota пользуется сумасшедшим успехом на всем постсоветском пространстве, жители которого сходили с ума от зарубежных сериалов в 1990-е.
Mazda ничего не связывает с поклонением зороастрийскому божеству Ахура Мазде. Вообще. Просто это название похоже на имя основателя корпорации Мацуда.
Mercedes-Benz не нуждается в особых представлениях. Это просто легендарный бренд, историю названия которого знает практически каждый школьник. Гонщик Эмиль Эллинек настолько сильно любил свою дочь, что использовал ее имя как собственный псевдоним, так и для автомобилей, которые ему поставлял Daimler. После слияния Daimler и Benz все автомобили производства нового концерна стали называть Mercedes-Benz.
Skoda сегодня является подразделением Volkswagen, а когда-то была одним из самых больших заводов Старого Света, который имел длинное и неудобное для произношения чешское название Akciova Spolecnot Skodovy Zavody. Его попросту сократили.
Дмитрий Сыроешкин, автор блога 100bankov.com, эксперт в области кредитных организаций, личных финансов и их безопасности.