Присядем на дорожку

ПРИСЯДЕМ НА ДОРОЖКУ

КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"

совет безопасности

НАЧИНАЮЩИМ

ПРИСЯДЕМ НА ДОРОЖКУ

СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

ФОТО: ГЕОРГИЙ САДКОВ

Ботинки какого размера вы носите? Сорок третьего? А пиджак - пятидесятого? Куртка у вас XL? Тогда покупайте "девятку"!

Абсурдно, не правда ли - автомобиль не выбирают по фигуре. И тем не менее он должен "сидеть на вас" не хуже костюма индивидуального покроя. Чтобы подогнать машину под конкретного человека, давно уже придумали регулируемые сиденья, зеркала, рули, ремни безопасности...

Как и модельеры, конструкторы автомобилей пользуются некими усредненными фигурами, чтобы удобно усадить любого водителя.

Со временем с учетом каких-то факторов, скажем, акселерации, стандарты меняются. Но вот российские в последние годы не обновляют, и это одна из причин, почему не каждый автолюбитель может комфортно устроиться за рулем отечественной машины. Попытаемся все же помочь удобно "присесть на дорожку"...

ИДЕАЛЬНАЯ ПОСАДКА ВОДИТЕЛЯ

a = 18-25°

b = 90-105°

g = 87-110°*

d = 120-140°

* Диапазон углов в голеностопном суставе при управлении педалью акселератора.

К сожалению, людям с нестандартной фигурой бывает очень нелегко устроиться в машине, особенно если о них не позаботились конструкторы... На этот случай у эргономистов есть модель некой идеальной с точки зрения анатомии и физиологии человека позы. Ориентируясь по приведенному рисунку, попробуйте выдержать в локтях, коленях и прочих суставах те же углы. Тогда, возможно, сиденье покажется вам не столь неудобным.

Подгонять автомобиль под себя начинаем с подушки сиденья. Плотно садимся в кресло, выжимаем сцепление и двигаем сиденье так, чтобы левая нога оказалась почти, но не полностью вытянутой. Если сцепления нет (автоматическая коробка) - ориентируемся по педали акселератора. На машинах с регулируемым по высоте сиденьем можно подкорректировать посадку, поднимая-опуская подушку.

Очередь спинки. Наклоняем ее так, чтобы полусогнутыми в локтях руками держаться за руль в положении "без десяти два". Спинка должна отклоняться назад примерно на 20 градусов. Впрочем, если предстоит дальний загородный вояж - ее можно поставить чуть более полого; в городе или, допустим, на грунтовой дороге удобнее держать спину ближе к вертикали. Так, кстати, и нагрузки от тряски воспринимать легче.

Верх подушки подголовника должен находится на уровне темени. Увы, на отечественных автомобилях правильно его отрегулировать удается не всегда, можно только приблизиться к желаемому.

На многих современных машинах можно отрегулировать и положение руля. По большому счету, тут надо ориентироваться на собственный вкус, но не выходить за рамки: баранка не должна тереть по коленям или закрывать приборы!

Наконец-то на российских автомобилях можно регулировать высоту верхнего крепления ремня. Это не только удобно, но и крайне важно для безопасности! Ремень не должен натирать шею или идти под мышкой. Правильное его положение, когда направление верхней ветви у плеча близко к горизонтальному. В случае аварии он лучше предохранит от травмы! Только представьте, какие нагрузки может передать вам ремень... лучше подставить плечо, а не шею, не правда ли?

Регулируем зеркала - так, чтобы, не крутя головой, в обычной рабочей позе видеть максимальное пространство вокруг автомобиля. В правом и левом зеркалах должна быть узкая полоска борта и соседний ряд на шоссе. Внутрисалонное зеркало, как правило, устанавливают так, чтобы полностью видеть проем заднего стекла. Некоторые любят, когда зеркало "косит" вправо, сокращая мертвую зону вокруг автомобиля. Но помните: невидимое пространство все равно остается. Обратите еще внимание на то, что правое зеркало зачастую имеет сферическую форму - обзор лучше, а искажения больше! Дистанцию до соседней машины надо рассчитывать с поправкой!

Вспомним о пассажирах. Они могут принять позу, куда более свободную, чем водитель... но обязательно оставаясь пристегнутыми! Это касается всех, в том числе сидящих сзади! А если они будут бунтовать - напомните им результаты нашего крэш-теста (ЗР, 2002, № 11). Там непристегнутый "пассажир" прилетел с заднего сиденья вперед, по дороге "убившись" сам и погубив водителя. Аргумент действует безотказно!

Подпишитесь на «За рулем» в