Машина победы
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
у камина
БИОГРАФИЯ Т-34
МАШИНА ПОБЕДЫ
СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ
Ввоспоминаниях Хайнца Гудериана это событие описано буднично: "Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками... Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось отложить".
ОТ КРИСТИ ДО КОШКИНА
По-военному сухие, написанные после окончания войны мемуары, конечно, не передают тревоги, которая охватила генерала летом 1941-го. По воспоминаниям очевидцев, его состояние было близким к шоку, когда первый же снаряд из пушки советского танка пробил башню немецкого Т-III, как картонную коробку. Ответный же, немецкий, срикошетил от брони с красной звездой, оставив на ней лишь небольшую борозду. Теперь трудно поверить, что легендарный Т-34 не сразу и "со скрипом" приняли к серийному производству. У машины было немало противников, оперировавших как объективными недостатками ее первых образцов, так и стереотипами иных советских военачальников, находившихся под влиянием... американской школы.
Не секрет, что конструкция ранних советских танков заимствована у иностранцев. В начале 1930-х за основу БТ-2 (быстроходный танк) взяли машину Джона Уолтера Кристи. Талантливый конструктор, кстати, автор одного из первых переднеприводных автомобилей, создал очень быстрый колесно-гусеничный танк с 400-сильным авиационным мотором "Либерти". Оригинальная машина, на которую СССР купил лицензию, оказалась, однако, довольно сырой, хотя после доводки БТ все же стали основными танками Красной Армии.
Тем временем в харьковском КБ-24 под руководством Михаила Ильича Кошкина уже вовсю работали над совершенно новыми машинами.
Весной 1938-го появился прототип Т-46-5 - первый танк с мощной противоснарядной броней (на БТ слабая броня защищала лишь от пуль). Через полгода на испытания вышел А-20 с абсолютно новым, невиданным в мировом танкостроении двигателем. Двенадцатицилиндровый дизель В-2 развивал 500 л. с., был тяговит, экономичен и, что весьма важно в бою, заметно повышал пожаробезопасность машины.
Следующий шаг к Т-34 - танк А-32 (один из его прототипов оснастили мощной 76-миллиметровой пушкой), когда единственным движителем конструкторы назначили гусеницы, отказавшись от колес. Именно это решение вызвало возражение у части военных специалистов. Они считали, что для танка очень важна скорость на шоссе. Тем более, что согласно пропагандистским клише тех лет Красная Армия должна "бить врага на его собственной территории", а там дороги хорошие.
И все-таки 19 декабря 1939-го постановлением Комитета Обороны А-32 был принят на вооружение, правда, с оговорками: предстояло, в частности, усилить обзорность, увеличить лобовую броню.
И уже в январе-феврале 40-го собрали два А-34, по сути, А-32 с утолщенной с 30 до 45 мм броней. Эти танки предстояло показать руководству страны.
Машина понравилась. Но чуть позже в Кубинке, куда танки ушли из Москвы, испытатели выявили у нее много недочетов и слабых мест. Ресурс дизеля оказался очень низким: заявленные заводом гарантийные 100 часов, естественно, не могли устроить военных. Кстати, первый мотор в Харькове и вовсе отработал 25 часов. Испытатели жаловались на тесноту, особенно на местах командира и водителя, посредственную обзорность. К тому же танк требовал непомерно частого обслуживания: фрикционы, например, полагалось смазывать каждые 250 км пробега.
Многие высшие офицеры во главе с заместителем наркома обороны Г. Куликом считали, что запускать "тридцатьчетверку" в серийное производство не следует. Предлагали проектировать новый танк, а пока делать ставку на легкие Т-50. Конструкторы же, напротив, стояли на том, чтобы немедленно запускать машину в серию, одновременно дорабатывая ее и сохраняя в общем удачную концепцию.
Летом 1940-го "тридцатьчетверку" сравнили с немецким Т-III (по официальной классификации PzKpfw III). Уверенные в своем превосходстве немцы спокойно продали танк нам. В самом деле, он выигрывал в надежности, комфорте, имел отличную радиостанцию. Но "тридцатьчетверка" превосходила германскую машину по более важным показателям - вооружению и броневой защите, не проигрывая в скорости. В Харькове и Сталинграде, куда с Украины поставляли корпуса и башни, начали разворачивать производство Т-34 (так с началом серийного производства именовали танк).
ОТ МОСКВЫ ДО БЕРЛИНА
Окончательную точку в судьбе "тридцатьчетверки" - к лету 1941-го было изготовлено около тысячи машин - поставила война. 24 июня Нарком Обороны С. Тимошенко и начальник Генштаба Г. Жуков обратились с письмом к Сталину, предлагая наращивать выпуск Т-34. Уже 1 июля производство "тридцатьчетверок" начали в Сормово. Но там, как и на Сталинградском, не хватало дизелей, и часть машин оснащали бензиновыми моторами V12, пережившими несколько капремонтов.
Превосходство "тридцатьчетверок" над немецкими Т-III и T-IV проявилось уже в первые месяцы войны. Советские пушки поражали немецкие машины с 1200-1800 м, на такой дистанции для Т-34 танки противника были неопасны.
В октябре 1941-го трофейные Т-34 показывали немецким конструкторам, промышленникам и офицерам Управления вооружений. Фронтовики предложили... скопировать машину. Кстати, такого же мнения придерживался знаменитый Фердинанд Порше, который в те годы был занят созданием танков. Однако большинство конструкторов, по словам Гудериана, "смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших деталей Т-34, особенно дизельного мотора".
Прекрасная проходимость, отменная бронезащита, отличная ремонтопригодность (силовой агрегат нетрудно было демонтировать даже в полевых условиях) и... огромные потери. Из-за тактических просчетов в ходе боев, неопытности экипажей на первых порах, отсутствия радиостанций на большинстве машин, нехватки ремонтников и тягачей наша армия теряла совсем еще немногочисленные и крайне нужные фронту "тридцатьчетверки". А к танковым столицам СССР уже подступал враг.
17 сентября 1941-го начали эвакуацию Харьковского тракторного в Нижний Тагил. Теперь в это трудно поверить: первый танк вышел из ворот бывшего вагоностроительного завода уже 18 декабря. Производство Т-34 развернули и в Омске, двигатели В-2 стали выпускать в Барнауле.
Позже, в самом крупном танковом сражении Второй мировой войны, под Курском, летом 1943 года наши "тридцатьчетверки" и танкисты нанесли немецким танковым армиям сокрушительное поражение, от которого они уже не могли оправиться. И это несмотря на то, что у вермахта на вооружении к тому времени были уже суперсовременные "пантеры" и "тигры".
Наши конструкторы и военные хорошо представляли себе, что Т-34 по совокупности качеств - лучший танк на фронтах войны, но и он не идеален. Подробный отчет о недостатках машины появился в декабре 1942-го, когда подо Мгой советские танкисты встретили первые фашистские "пантеры" Т-V. Пушка Т-34 могла поразить новые немецкие танки лишь с 500-600 м, а для лобовой 100-миллиметровой брони "тигров" практически была неопасна.
Осенью 1943-го войска стали получать Т-34-85 с более мощной 85-миллиметровой пушкой. Таким "тридцатьчетверкам" легче было сражаться с немецкими машинами, но "тигробоязнь", по воспоминаниям танкистов-ветеранов, не оставляла их до конца войны: с появлением "тигров" и "пантер" потери советских машин от пушек немецких танков выросли почти в два раза. Тем не менее Т-34 оставались очень грозным оружием.
ТАНК-ПОБЕДИТЕЛЬ
"Тридцатьчетверки", а их до конца войны построили около 60 тысяч, дошли до Берлина и Тихого океана, потом много лет служили в армиях разных стран. Даже в 70-х в телевизионных репортажах из Африки можно было увидеть знакомый нам силуэт.
Сегодня Т-34 стоят в музеях и на постаментах, напоминая о конструкторах и испытателях, рабочих, в основном женщинах и подростках, в рекордные сроки наладивших производство и выпускавших броневые машины, и, конечно, о танкистах, которые водили в бой легендарный танк Победы.
С праздником!
Танк А-34 - прототип прославленной "тридцатьчетверки".
Уникальный экземпляр - один из первых серийных Т-34 1940 года.
Т-34 производства завода в Нижнем Тагиле. 1942 г.
Самоходное орудие на базе Т-34 СУ-100 1944 года. Таких машин построили 1350.