Страх и ненависть в Лас-Вегасе: автомобили фильма

Действие фильма происходит в США в 1971 году. Журналист Рауль Дюк отправляется в Лас-Вегас для подготовки репортажа о мотогонках.

Фильм снят по книге культового американского писателя Хантера Томпсона, режиссер Терри Гиллиам. Главные роли исполняют Джонни Депп и Бенисио дель Торо. Кроме них было достаточно звездных претендентов – Джек Николсон, Марлон Брандо, Джон Белуши и Джон Малкович, а также Джон Кьюсак.

На заднем плане Dodge Royal Lancer

Начальные титры перемежаются кадрами войны во Вьетнаме и уличных протестов. В это время в США сексуальная революция, расцвет рок-н-ролла и время знаменитого фестиваля «Вудсток». Главные участники процесса — дети цветов, хиппи вне политики. Мораль движения – человек должен быть свободным, основной принцип – ненасилие, девиз make love, not war. Все это сопровождалось активным употреблением психоделиков и галлюциногенов.

Хантер Томпсон

Произведение Томпсона можно сравнить с более привычной для русского человека поэмой В. Ерофеева «Москва-Петушки». Будь поэма экранизированной, она так же бы представляла собой «роад-муви», правда, на электричке, так как для советского человека автомобиль всегда был роскошью. Как и автомобиль, дефицитом был алкоголь, поэтому Веничка потреблял необычные коктейли, погружаясь в мир грёз и алкогольного делирия.

Журналист и писатель Хантер Томпсон полагал, что объективная журналистика – миф. При подготовке репортажей он использовал оригинальный, созданный им жанр «гонзо-журналистика». Этот вид репортажа представляет собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортер выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл событий.

"Ангелы Ада"

Кроме описываемого фильма/романа отмечу еще одно произведение Томпсона – роман «Ангелы Ада», повествующий об истории одноименной легендарной байкерской группировки. При подготовке статей о банде (а в то время это была настоящая банда) Томпсон провел много времени с байкерами, попадая в серьезные переплеты, угрожающие его жизни. Так что жизнь в дороге для писателя была естественной.

Ну, вернемся к автомобилям. На первых кадрах фильма мы видим красный кабриолет Chevrolet Impala, мчащийся в Лас-Вегас через пустыню Мохаве, с полным багажников наркотиков. Кстати, при съемках использовали личную машину Хантера Томпсона.

Chevrolet Impala Convertible

В следующей сцене мы переносимся в Беверли-Хиллз, где Рауль Дюк получает редакционное задание на подготовку материала о мотогонке «Минт 400». Доктор Гонзо советует для этой цели арендовать самый быстрый кабриолет, взять магнитофон, кокаин, рубашки в стиле «Акапулько» и оружие. Подводя итог, парочка заключает, что это и есть «Американская мечта». Выходя из ресторана, Дюк пересаживается в чихающее и разваливающееся купе Ford Maverick (чуть позже в Ford именем Maverick начнут называть кроссовер).

Ford Maverick
Выходя из ресторана в Беверли-Хиллз мы видим на парковке самые шикарные автомобили того времени: Rolls-Royce Silver Cloud и Rolls-Royce Silver Shadow.

Hippie-bus. Впервые идея путешествия коммуной была раскрыта в 1967 году в фильме Beatles «Magical Mystery Tour».

Раздобыть рубашки и наркотики была не проблема. А вот найти подходящий автомобиль вечером в Голливуде оказалось непросто. По дороге в салон наш герой попадает в затор из-за ДТП.

Jaguar

Наравне с доступными автомобилями в пробках Голливуда встречается и такой эффектный автомобиль, как Jaguar E-type. На то время он воспринимался как один из самых желанных суперкаров. Автомобиль разгонялся до 250 км/ч, мог оснащаться АКП и мощным V8.

В той же пробке, возникшей из-за ДТП, стоит пикап Chevrolet 3100.
И купе Volkswagen Karmann Ghia снятое с производства в 1974 году.

Судя по всему, в ДТП виновен спорткар Chevrolet Corvette. Пострадавшего пешехода грузят в Chevrolet Suburban.

Добравшись до проката, Рауль Дюк расписывается в акте приема и на полном ход уезжает задним ходом на уже известном нам кабриолете Chevrolet Impala. "Так я проверяю коробку передач", - заявляет журналист.

Сюжет возвращается в пустыню. Парочка, состоящая из журналиста Рауля Дюка (Джонни Депп) и его адвоката доктора Гонзо (Бенисо дель Торо), подбирает и так же быстро избавляется от напуганного попутчика, которого играет Тоби Магуайр (Человек-Паук). Кстати, Бенисио дель Торо, чтобы войти в роль, был вынужден набрать несколько десятков килограммов.

Лас-Вегас

Прибыв в Лас-Вегас накануне гонки, главные герои заселяются в отель, собираются аккредитоваться, и тут начинается пик воздействия ЛСД, принятого в пути. Рауль Дюк испытывает ужас от окружающих людей и предметов. Кстати, отмечу, что его адвокат Гонзо на протяжении фильма появляется в кадре, только когда Дюк находится «под веществами». Есть мнение, что адвокат – галлюцинация, вызываемая принятием наркотиков, но напрямую об этом в фильме не говорится.

В отеле Дюк встречается с фотографом Ласердой, который должен его сопровождать.

На заднем плане Ford Bronco

После бессонной ночи Дюк отправляется к месту старта. Спустя несколько минут после начала гонки облака пыли скрывают не только мотоциклистов, но и всю территорию лагеря. "Абсурд – освещать такое мероприятие", - замечает Рауль Дюк. В это время появляется Ласерда на Ford Bronco и приглашает Дюка с собой.

Ford Bronco

Наперерез нашим журналистам, под Вагнеровский "Полет валькирий" (отсылка к фильму о войне во Вьетнаме «Апокалипсис сегодня») из дюн выезжают охотники на Willys M38, проводят рекогносцировку и скрываются в пыли.

Willys M38

Журналист Рауль Дюк хочет вернуться в комфортные условия, в пресс-центр, где есть пиво, и просит отвезти его обратно. Однако Ласерда должен сделать фотографии, поэтому между ними возникает конфликт. Раздосадованный Рауль Дюк высаживается из машины и пускается в философские рассуждения о бытие.

В следующей сцене Дюк оказывается за рулем знакомого нам красного кабриолета в Вегасе. Рядом адвокат. "Включи музыку, опусти окно и вдохни пустынный ветер. Субботняя ночь, Вегас, два классных парня и ярко-красный кабриолет на главной дороге. Все под контролем".

Однако когда машина оказывается припаркована на ковровой дорожке, выясняется, что не всё под контролем. Перебрав со всем, что было в чемоданчике, и помешав с алкоголем, герои начинают кутить и хулиганить в цирке, на концерте и, конечно, в казино.

Дойдя до точки, они возвращаются в номер, где продолжают, попутно вспоминая истории, в которые они умудрились вляпаться за вечер. На фоне наркотического и алкогольного марафона у адвоката Гонзо возникает паранойя, и он начинает вести себя агрессивно. На что Рауль Дюк замечает: "Никогда не поворачивайтесь спиной к наркоману, в особенности, если у него в руках нож (даже если этот нож галлюцинация)".

Ранним утром, немного придя в себя, Дюк бродит по казино и всматривается в лица игроков, которые гонятся за несбыточной американской мечтой. Вернувшись в номер, он обнаруживает, что адвокат залез в ванную в одежде, предварительно съев всю «кислоту», а сам гостиничный номер перевернут вверх дном.

Спустя некоторое время Рауль Дюк, видимо, окончательно придя в себя от галлюцинаций, начинает размышлять над судьбой своего поколения: "Еще один отвратительный беглец из поколения хиппи. Мой адвокат так и не смог разделить мнения бывших наркоманов, что без наркотиков кайфа больше, чем с ними. Как, впрочем, и я".

Сознание переносится на концерт Jefferson Аirplane.

Любить кого-нибудь.

Если правда оказывается ложью,

То радость в твоей душе угасает.

Неужели ты не хочешь полюбить кого-нибудь?

Полюбишь ли ты кого-нибудь?

Найди человека, кого ты сумеешь полюбить.

Найди того, кого ты полюбишь.

Взошло солнце, и все увидели, что они мертвы.

Да. Твоё... и моё... твоё... так много красного...

Твои глаза... твои глаза так похожи на его глаза.

Да... но, боюсь, на самом деле

Ты и понятия не имеешь,

Где...

...Льются слезы;

Слезы капают тебе на грудь,

И, малыш, — все твои друзья

Смотрят на тебя, как на незнакомца...

— В 1965 году Сан-Франциско захлестнул кислотный бум. В состоянии депрессии Дюк вспоминает свой первый опыт с употреблением ЛСД.

"Странные воспоминания в эту беспокойную ночь в Лас-Вегасе. Пять лет прошло. Шесть? Почти целая жизнь. Взлет, который никогда не вернешь. Сан-Франциско, конец 60-х — особое время и место. Но никакие слова, музыка или воспоминания не вернут ощущения бытия в том времени и пространстве. Что бы ни было — это прошло. Мир безумен в любом направлении и в любое время. С ним сталкиваешься постоянно, но было удивительное вселенское ощущение правильности всего, что мы делали. Неизбежности победы над силами времени и зла. Не в военном смысле, — нас это не интересовало, а в энергетическом. Казалось, что мы на самом гребне высокой, прекрасной волны. Но сейчас, спустя каких-то пять лет, можно подняться на холм в Вегасе, посмотреть на запад другими глазами и понять, что ты на пределе. Волна, наконец, разбилась и отхлынула".

Проснувшись утром, Дюк понимает, что у него огромные счета за разгромленный номер и заказанную выпивку и закуску, и при этом Дюк даже не знает, кто победил в гонке. Осознав это, он принимает решение бежать. Тем более адвокат Гонзо покинул его. Схватив печатную машинку, Дюк выбирается из отеля, утешая себя, что многие талантливые произведения были написаны в тюрьме.

Мчась по пустыне, Дюк начинает молиться, чтобы ему бог послал последний шанс, и он исправится. В это время в зеркале заднего вида он замечает преследующего его полицейского на Plymouth Satellite. Здесь Дюк принимает неординарное решение, решив поводить за нос полисмена: "Немногие понимают психологию дорожных полицейских. Обычные водители начинают паниковать и немедленно останавливаются. Так нельзя. Полиция таких презирает. Пусть козел погоняется за тобой, — все равно не отлипнет. Включи правый поворотник, и пусть ломает голову — собрался ты поворачивать или ищешь подходящее место, чтобы остановиться и поговорить. Потом на скорости сделай разворот на 180 градусов, он этого не ждет. А потом резко с газа бей по тормозам".

Plymouth Satellite

Полицейский прощает раскаявшегося Дюка, попутно признаваясь ему, что очень одинок, и советует остановиться в ближайшем мотеле и выспаться.

Chevrolet 150.

Доехав до ближайшего населенного пункта, он снова встречает автостопера и спешит поскорее убраться. Отыскав таксофон, он звонит адвокату, который посылает его обратно в Вегас, чтобы Дюк подготовил материал про конференцию окружных прокуроров, посвященную борьбе с наркотиками.

Под грудой кузовов Cadillac Coupe DeVille

Вернувшись в Лас-Вегас, Дюк меняет слишком приметный красный кабриолет на белый Cadillac Fleetwood Eldorado.

Надпись на баннере: приветствуем участников конференции. На переднем плане Cadillac Fleetwood 75.

Заселившись в другую гостиницу, Дюк попадает в самое пекло. Вокруг толпы правоохранителей, только и мечтающих засадить за решетку таких нарушителей, как Дюк. В забронированном адвокатом номере оказывается сам адвокат с молоденькой художницей Люси (отсылка к песне The Beatles "Lucy in the Sky with Diamonds", коротко LSD), пишущей портреты Барбары Стрейзанд, роль Люси исполняет Кристина Ричи.

Ford Galaxie 500

На скорую руку сбагрив Люси в мотель, наша парочка попадает на конференцию прокуроров, где идет обсуждение того, как лучше выявить наркоманов. Сами прокуроры при этом предстают в неприглядном свете.

Переместившись в номер, Дюк с адвокатом продолжают экспериментировать. Работающий фоном телевизор нагнетает обстановку, рассказывая про гибнущих невинных людей и т.д. В итоге у Дюка возникает бэд-трип. Спустя некоторое время Дюк снова приходит в себя в разгромленном номере и с резиновым крокодильим хвостом. События ночи он восстанавливает по обрывкам фраз, записанных на редакционный диктофон.

Mercury Colony Park

Пытаясь протрезветь, Рауль Дюк рассуждает: «Мы нарушили все существующие в Вегасе правила: допекали местных, издевались над туристами, терроризировали персонал. Почему нам все сходило с рук? Наверное, потому, что те, кто имел власть прижать нас, никогда бы во все это не поверили. Через 15 минут я довезу своего адвоката в аэропорт».

По дороге Дюк и Гонзо встречают Люси и поспешно двигаются в сторону аэропорта. Боясь опоздать, они таранят забор и подъезжают прямо к трапу.

Подводя итог, Дюк делает вывод: "Нет больше стимула 60-х. Великий гуру Тимоти Лири допустил фатальную ошибку. Он мотался по Америке, проповедуя самопознание. Не думая о мрачной реальности, поджидающей всех, кто воспринимал его серьезно. Эти наивные уроды полагали, что можно купить мир души и понимания, купив за 3 доллара «таблетку радости». Их потери и неудачи относятся и к нам. Лири добился того, что создал нам иллюзию жизни, а результат — поколение пожизненных калек, так и не понявших главную, старую, как мир, ошибку наркокультуры. Убеждение в том, что кто-то или что-то поддерживает свет в конце тоннеля"...

Хантер Томпсон

В 2005 году, в 67 лет Хантер Томпсон покончил жизнь застрелившись. Самоубийство было хорошо обдуманным актом после множества болезненных медицинских процедур.

В интервью, данном телеканалу BBC, писатель сказал, что хотел бы устроить для своих друзей «посмертную вечеринку» с развеиванием собственного праха из пушки. Эти слова были интерпретированы как последняя воля писателя, и 20 августа актер Джонни Депп взял на себя расходы по ее исполнению.

Выстрел был произведен из специально сооруженной пушки, закрепленной на подъемном кране высотой 46 метров. Верхняя часть крана была скрыта под изображением шестипалого кулака «Гонзо». Прахом писателя выстрелили сквозь «кулак» на закате.

Подпишитесь на «За рулем» в