Что в голове у дракона
КЛУБ "АВТОЛЮБИТЕЛЬ"
Стадион
ФОРМУЛА 1
ЧТО В ГОЛОВЕ У ДРАКОНА
СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ
ФОТО: ДПК
Никто и вообразить не мог такого занятного начала для нового сезона. Михаэль Шумахер, кому прочили легкую прогулку за шестым титулом, в двух гонках подряд не поднялся даже на подиум!
Спортивный директор "Феррари" Жан Тодт твердил как заклинание: "Это даже не временные трудности. Неудачное стечение обстоятельств. В команде все отлично. Следующую гонку мы выиграем, вот увидите!" После сумбурного Гран-при Австралии это звучало правдоподобно. Но после малайзийского этапа зародилось сомнение. Уж не кризис ли подкрался к "конюшне" из Маранелло?
Межсезонье выдалось куда более бурное, нежели последние два сезона. Формулу 1 трясло как в лихорадке. Макс Мосли и Берни Экклстоун на ходу сочиняли новые правила, порой просто абсурдные. Команды с негодованием все подряд отвергали, толком не представляя, в каком виде в итоге предстанет технический регламент, что из новинок следует испытывать в ходе тестов, а что вообще отбросить за ненадобностью. Сначала отменили всю электронику, потом что-то разрешили. В конце концов, на старт в Мельбурне болиды вышли несколько разбалансированные, с комплексом "внутренних разногласий", как говорили многие шеф-конструкторы.
Правила квалификации и расписание всего уик-энда меняли несколько раз, придя к окончательному решению буквально за считанные дни до старта. В итоге настолько все запуталось, что накануне первого Гран-при лишь самые дотошные были в курсе всех внедренных изменений. Мало что можно было представить и об истинной силе команд. За исключением разве "Феррари": она по-прежнему считалась на голову сильнее всех, что подтверждалось на тестах.
Макс Мосли в феврале выступил с обращением "ко всем заинтересованным лицам". Президент ФИА изложил свое видение будущего формулы 1, детально разъяснил, почему и для чего произведена столь серьезная реформа, если не сказать - революция. Чемпионат мира теряет зрителей и спонсоров, промедление смерти подобно. И что же? В ответ боссы "Вильямса" и "Мак-Ларена" сообща подписали открытое письмо Мосли на пяти листах. Краткое его содержание: мы не видим нужды в подобных действиях и категорически против принятых новшеств, ибо они подрывают сам дух формулы 1, где с момента ее рождения правили бал высокие технологии и здоровый консерватизм. Рона Денниса и Фрэнка Вильямса нисколько не смущает затянувшееся доминирование "Феррари": рано или поздно, считают они, другие команды выйдут на тот же уровень, или же лидер ослабнет, и сюжеты вновь станут напряженными и захватывающими.
В общем, никакого единства мнений: головы дракона переругались между собой. В конце концов, подчиненные сделали так, как повелела главная голова, но затаили на нее обиду. В таком настроении формула 1 собрала пожитки и поехала в Мельбурн открывать сезон. Неудивительно, что Гран-при Австралии вышел, наверно, самым хаотичным за всю обозримую историю чемпионатов Ф1. Похоже, команды не смогли даже прикинуть, какая тактика в квалификации может принести наибольшую выгоду в гонке. По новым правилам, автомобили стартуют с тем запасом топлива на борту, с каким завершили квалификацию. Сколько делать пит-стопов и в какой момент? А тут еще дождик за 15 минут до старта. Запутались окончательно. Пилотов выпустили на разной резине, но, похоже, именно непродуманной, не отработанной до мельчайших деталей тактике мы обязаны столь захватывающей гонке. Вот только по-спортивному ли все это?
После следующего этапа в Малайзии наступил раскол даже внутри главной головы! Коммерческий хозяин формулы 1 Берни Экклстоун подверг резкой критике новые правила квалификации: "Они просто ужасные! Зрелищность уничтожена полностью. Никакого соперничества, гонщики просто едут один круг, а потом сидят и смотрят телевизор. Разве это гонки?! Пока не поздно, надо срочно все поменять!" Мосли, напротив, склоняется к мнению, что только благодаря его системе на трассе в Куала-Лумпуре с первых позиций стартовали болиды "Рено". "Новый порядок квалификации дает нам больше, чем зрелищность, - непредсказуемость!"
Еще одно новшество сезона вызвало негативные эмоции у пилотов. Речь о "хомуте" HANS - устройстве, призванном защищать голову и шею пилота в случае аварии. Рубенс Баррикелло на австралийском этапе испытывал не то что дискомфорт - сильные боли, настолько неудобным оказался HANS. После финиша в Малайзии Джастина Уилсона прямиком отправили в госпиталь. По ходу гонки ошейник сместился вниз и защемил плечевой нерв - у британца полностью онемела одна рука. Но тут ФИА даже не собирается ничего комментировать: HANS обязателен для всех, и точка.
Турнирная ситуация в целом сложилась загадочная, и вот уже победителя второго этапа 23-летнего Кими Райкконена рассматривают как реального претендента на титул. Финн, впрочем, не по годам осторожен: "Даже если бы я выиграл обе гонки, не надо спешить с прогнозами. Буду стараться, конечно, но все зависит не только от меня, есть еще соперники. Неудачный старт "Феррари" не должен никого обманывать, а скоро на сцену выйдет ее новая машина, о которой я слышал много лестных слов". О своем тузе в рукаве, новом "Мак-Ларене", Кими скромно умолчал.
Действительно, революция Макса Мосли вряд ли способна произвести умопомрачительный эффект. Залог победы, в конечном счете, кроется даже не в пилотах и машинах, а в больших бюджетах - таков ныне главный закон автоспорта. Так что предстоящие этапы вряд ли пройдут по схожим сценариям. И все же главной цели президент ФИА достиг. Посмотрев первые гонки, болельщики в два счета раскупили билеты на другие Гран-при. Теперь, после такого начала, уже никто не скажет, что чемпионат, как бы он ни завершился, был скучный.
Первый подиум сезона. Ни одного спортсмена в красной форме.
Михаэль Шумахер, считавшийся безоговорочным фаворитом, вынужден отвечать на вопрос: "Где победы?".
После финиша в Малайзии Рубенс Баррикелло поздравил 21-летнего Фернандо Алонсо с отличной гонкой. Испанец стартовал простуженный, с высокой температурой.
Ошибка Михаэля на старте в Куала-Лумпуре была настолько очевидной и грубой, что после гонки он первым делом принес извинения Ярно Трулли.