Орешек знанья тверд!
ТЕХПОМОЩЬ
Диагностика
КАК ГОТОВЯТ СПЕЦИАЛИСТОВ
ОРЕШЕК ЗНАНЬЯ ТВЕРД!
ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИН
Многие руководители сервисных служб, торопясь обзавестись диагностическим оборудованием, ошибочно полагают, что дорогостоящие "умные" приборы сами, как по мановению волшебной палочки, окупятся и начнут приносить прибыль. О том, что необученный человек не сможет толково обращаться с электронной аппаратурой, просто забывали. И каков результат? Даже если механик своим умом находил кнопки, открывающие доступ к требуемой информации, дальше он просто терялся: "Ну, и что с этими цифрами делать?" О чем говорит завышенный сигнал какого-нибудь датчика? Заниженный? Отсутствие такового? Изменившаяся форма кривой на экране осциллографа? Высветившийся код неисправности?
Ясно, что информация - не самоцель. Осмыслив ее, нужно наметить дальнейшие действия и не ошибиться. Например, если нет сигнала датчика, это еще не говорит о его неисправности. Очень часто неполадки скрываются в соединениях электрических цепей - тогда замена самого датчика не даст желаемого результата. Но именно так и работают до сих пор на некоторых СТОА! Результат закономерен: разочарованные клиенты больше в такой горе-сервис не обращаются и друзей отговаривают, заработки "сервисменов" падают, а вину за это они валят на приобретенное оборудование - оно, мол, неправильно работает и вводит нас в заблуждение!
Немалые проблемы создают автосервису случайные люди, оказавшиеся в крайне востребованной сегодня отрасли и именующие себя автомеханиками. (Помните, откуда, по словам М. Твена, берутся горе-часовщики? Из неудавшихся молотобойцев, грузчиков, пароходных кочегаров!) И в наши дни иные "мастера" с трудом представляют себе устройство бампера, а жизнь требует, чтобы они обслуживали систему "электронного впрыска". Правда, и самого добросовестного механика нельзя в приказном порядке сделать специалистом.
Чтобы выяснить, как это происходит, мы обошли несколько центров.
НЕ ВСЯКИЙ ГОДЕН
Кого возьмут на курсы? Умения грамотно обращаться с молотком и выколоткой недостаточно: образование должно быть не ниже среднего. Будущий диагност обязан разбираться в устройстве двигателя и его систем, начиная с тонкостей работы карбюратора или зажигания, легко ориентироваться в закономерностях смесеобразования и сгорания. С таким багажом знаний человек сможет быстро постичь принципы работы систем управления двигателем и впрыска топлива, поймет роль датчиков, регуляторов и т. д.
Необходимую литературу для подготовки можно купить в книжных магазинах и на авторынках. У добросовестного абитуриента, который не путает датчики положения коленчатого вала или дроссельной заслонки с регулятором холостого хода, серьезный шанс на успешную сдачу вступительного экзамена. Но зачислят его не сразу. С каждым претендентом преподаватель должен дополнительно побеседовать, чтобы получить полное представление о его способностях и кругозоре, и только после этого новичка можно будет поздравить с приемом в группу. К чему такие строгости? Дело в том, что учеба напряженная: всего за две недели (на большее владельцы сервисов не отпускают своих специалистов) предстоит "переварить" огромное количество информации. При провалах в образовании уже после первых лекций наступает кризис. Один, не мучая себя и других, уходит сам. А другой с умным видом продолжает слушать, кивая головой в знак понимания. Впоследствии проку от такого мастера не будет.
КОЛЛОКВИУМ
На теоретических занятиях "курсанты" узнают об устройстве и работе системы управления двигателем такие подробности, каких в большинстве ныне распространенных книжках не найти.
В группе не должно быть более семи человек - это число оптимально: преподаватель плотно загружен, но в то же время может уделить внимание каждому ученику индивидуально.
На занятиях широко используют стенды, имитирующие работу системы управления (фото 1, 2), а в арсенале учебного центра должны быть любые датчики и исполнительные механизмы современных двигателей (фото 3). Для изучения только российских систем существует не меньше шести имитаторов, позволяющих разобраться в особенностях сигналов управления (фото 4).
Далее практика. Хороши те центры, где есть "лабораторные" автомобили. На них можно специально вводить различные неисправности и даже их сочетания, в том числе редко встречающиеся. Квалификация способного парня в таких условиях растет на глазах. В солидном центре мастер обязан рассказать и показать, как работать с конкретным (распространенным) мотор-тестером, сканером, как ориентироваться в полученной информации и по ней делать правильные выводы о состоянии машины. Сегодня будущих диагностов учат работать аж на восьми сканерах разных марок! Особое внимание учеников обращают на то, как при ремонте обойтись минимальными средствами и, тем более, не заменить исправный узел (чем грешат нынче многие сервисы).
НЕ СУДИТЕ СТРОГО
Вернувшись на работу, свежеобученный диагност может попасть, что называется, в переплет, если его коллеги по сервису, а особенно хозяин, сразу будут ждать от него ответов на закавыристые вопросы. Мастер-то еще не адаптировался к новой роли, не говоря уже об отсутствии опыта. Возложив на него непомерно сложные задачи, "шеф" может поплатиться. Ведь даже опытный диагност не застрахован от ошибок, а они обернутся потерями рабочего времени, денег, доверия клиентов, наконец. А опыт, если работать вдумчиво, накапливается довольно быстро. Через месяц-другой коллеги станут поглядывать на своего диагноста с полным уважением, а сам он уже сможет подсказать начальству, какое оборудование, приборы и т. д. имеет смысл приобрести, а от каких лучше отказаться.
Предложений от разных фирм на сей счет очень много - и кому, как не мастеру, принять их или отвергнуть. Единственное, что потребуется с первого же дня работы - четырехкомпонентный газоанализатор, но такой нынче должен быть в любом приличном сервисе. Если клиент уезжает довольный результатом, он ваш надолго. А следом потянутся его друзья, знакомые - сервис с хорошо подготовленными специалистами без работы не останется.
Стенд имитации работы системы Bosch на отечественных автомобилях.
Стенд системы GM.
Наглядные пособия.
Имитаторы сигналов датчиков.
Благодарим специалистов фирмы "АмЕВРО" за помощь в подготовке материала.
прошу объяснить
Слышал, что при сборке карбюратора, дроссельного устройства, регулятора давления и т. п. нельзя пользоваться герметиком. Почему это запрещено?
Дело в том, что работа подобных устройств легко может быть нарушена любыми инородными частицами, попадающими в узкие каналы, сверления, жиклеры. Яркий тому пример - карбюратор. Если при его сборке детали уплотнять герметиками, красками и т. п., то практически невозможно избежать подсасывания частиц отслоившегося герметика в каналы, сверления, жиклеры. Особенно уязвимы магистрали системы холостого хода и насоса-ускорителя, в которых имеются жиклеры и распылители с отверстиями очень малых диаметров. Они легко засоряются - и даже после разового применения герметика возможен отказ этих систем. В то же время полностью очистить сложные детали с разветвленными каналами от остатков герметика нелегко.
По этим же причинам особого внимания требуют прокладки, применяемые в карбюраторе. Если картон рыхлый, легко "лохматится", то отделяющиеся частицы могут засорять тонкие отверстия жиклеров, распылителей и т. д. Такую прокладку имеет смысл пропитать любым жидким лаком, стойким к бензину, а после просушки "обжечь" оставшийся ворс в пламени. Как правило, обработанная таким способом прокладка не подводит.