Таксисты вытеснят с улиц личный транспорт горожан
Скажу прямо: то, о чем мечтает основатель стартапа GetTaxi Шахар Вайсер, стоит воспринимать с определенной долей допущений. Но даже при всем при том в ответ на его утверждение, что владению личным авто в крупных городах скоро каюк, так и подмывало встать и демонстративно выйти из зала. И только любопытство заставило меня усидеть на месте.
Расскажу в нескольких словах, в чем тут дело. GetTaxi – это такой личный секретарь (на самом деле – приложение на вашем смартфоне), который вот уже полтора года помогает москвичам и питерцам заказывать автомобиль для поездок куда угодно. К слову, в мае прошлого года проект даже попал в Книгу рекордов Гиннесса, завершив самую длинную 450-дневную перевозку общей протяженностью 69 тыс. км, но об этом не здесь. Это как довольно раскрученный сегодня проект «Яндекс.Такси», только со своим колл-центром, системой рейтингов водителей и подготовки кадров. Стартовав в марте 2011 года с Израиля, в России проект запущен с марта 2012 года. Основная прелесть GetTaxi, по словам Вайсера, — удобство пользования. Машину придется ждать, в среднем, 10 минут, одноименное мобильное приложение до ужаса простое в использовании и позволяет отслеживать едущее к вам такси на карте в режиме реального времени (помимо прочей атрибутики авто вам доступно даже фото водителя), а ценники… Я задал вопрос Шахару, сколько уже было конфликтных случаев с владельцами конкурирующих таксомоторных парков, на что он улыбнулся и ответил, что на только зарождающемся рынке места хватит всем.
С конкуренцией вообще отдельная песня. Как оказалось, GetTaxi борется не с уже известными компаниями вроде «Желтого такси», а с личными авто потенциальных клиентов. Вот так вот прямо и заявляется, мол, калькулируйте расходы на покупку машины, стоимость владения ею (а это не только обслуживание, но и бензин, и парковки) и принимайте решение. «По природе своей люди достаточно инертны: им еще предстоит осознать потери от ввода в центре столицы платной парковки 80 руб./ч», — продолжает вытаскивать козыри из рукавов Вайсер. И приводит пример Лондона и нью-йоркского Манхэттена, где владение автомобилем попросту лишено смысла.
Но финансовая составляющая — не главное преимущество такси, не унимается основатель GetTaxi. Это и ощущение свободы – практически такое же, как дарит автовладельцу его личный автомобиль. В два-три клика машина вызывается к подъезду, а при выходе из нее не нужно искать сдачу – за вас это сделает кредитка, занесенная единожды в приложение. В слежке за дорогой при езде тоже надобности нет, так что можно, к примеру, погрузиться в работу, используя бортовой Wi-Fi. А тут еще парк Mercedes-Benz, вставший на вооружение мобильного сервиса.
Что ж, на словах звучит неплохо, а как на деле? Приехавший по вызову таксист Николай на уже нюхавшем пороху универсале Ford Focus второго поколения, получивший еще пару лет назад лицензию от столичного правительства на перевозку людей и работающий с GetTaxi полгода, рассказал по пути, что компания выдает всем водителям специальный планшет с установленным приложением для обработки заказов. Сбои случаются нечасто (примерно раз в месяц), да и заключаются они чаще всего в одновременном приезде к клиенту сразу двух машин. Заказами желающие заработать обеспечены щедро – свыше 30 в день, при этом особо доходными для перевозчиков оказываются последние три дня недели и праздничные дни, когда действуют повышенные тарифы. Разговаривали с Николаем недолго: 22-минутная поездка по Москве обошлась в 332 руб., убедившись в чем, я просто вышел из авто и пошел по делам.
И, наконец, о допущениях. Понятное дело, что если вам нужен личный автомобиль, скажем, в выходные дни для поездок по магазинам или встреч с родственниками, то предлагаемая таксистами степень свободы, как мне видится, — не ваш случай. Также слабо представляю себе вызовы такси для людей семейных, развозящих ежедневно детей по садам и школам. Не говоря уже о тех, чей режим далек от банальных поездок в два конца в будни. Неактуален пока этот вид транспорта и для регионов, о которых Шахар Вайсер пока лишь мечтает. Но, как и в случае с электромобилями при их множественных ограничениях, этот способ передвижения все активнее заявляет о себе. И если политика столичного вице-мэра Максима Ликсутова по закручиванию гаек автовладельцев окажется заразной, то на рынке труда грядет серьезное пополнение.