Владельцев мощных машин сослали на Кавказ
Накануне Конституционный суд (КС) поддержал решение челябинских властей перекрыть лазейку в виде регистрации мощного автомобиля на «льготника», платящего транспортный налог по минимальной ставке. Таким образом, налоговые преференции для пенсионеров и многодетных семей, имеющих в собственности машину мощностью более 150 л.с., будут отменены. По мнению экспертов, подобная практика может быть перенята и другими регионами.
Как сообщает газета «Коммерсантъ», судебная тяжба с недовольными челябинскими автомобилистами началась еще в 2009 году – до этого момента лица, пользующиеся социальными льготами, платили транспортный налог по ставке 1 рубль за 1 лошадиную силу (при минимальной ставке 7,7 руб. для остальных автовладельцев). Поправки в местный закон ограничили действие льготы – она перестала распространяться на автомобили мощностью более 150 л.с. Кроме того, по сниженному тарифу стало возможно заплатить только за один автомобиль в семье. Спустя четыре года дело дошло до Конституционного суда, и тот признал действия челябинских властей законными.
«Америку тут Конституционный суд не открыл, — заявил «За рулем.РФ» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — Действительно, региональные власти могут самостоятельно устанавливать как ставку транспортного налога, так и различные налоговые преференции. Это скорее свидетельствует о порядочности местных властей. Это как лакмусовая бумажка: если в регионе низкие налоги и множество льгот, значит чиновники на своих местах. Если же налоги растут, а чиновники урезают льготы пенсионерам и многодетным семьям, можно сделать определенные выводы».
Подобный судебный прецедент может быть воспринят другими регионами как руководство к действию, кроме того, он укрепляет позиции транспортного налога, который давно пора бы отменить. Такого мнения придерживается руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев. «Конституционный суд создал опасный прецедент – получается, что как только льгота становится неудобной властям, ее можно отменить, — говорит эксперт. — В таком случае, проще сразу отменить закон как таковой. Мы настороженно относимся к этой инициативе челябинских властей. Тем более что существующий в России транспортный налог устарел, неудобен и просто ставит все с ног на голову. Если мы платим его исходя из мощности двигателя, то за экологический класс автомобиля, получается, нужно взимать дорожный налог, а за массу машины – экологический. Здесь все напутано».
По словам Канаева, ФАР давно уже внесла предложение включить транспортный налог в конечную стоимость топлива. Что логично: кто больше ездит, тот больше платит. Такая схема позволит оставлять деньги в регионах, чтобы расходовать их на реальные дорожные нужды. В данный момент, например, нет уверенности, что если транспортный налог (по сути нецелевой) будут собирать в большем объеме, то это как-то скажется на качестве дорог. «Сейчас этот налог платят около 60% автомобилистов, а если включить его в стоимость топлива – будут платить все 100%. Более чем в половине стран мира действует подобная схема, с нами согласен даже президент. Но почему дело не двигается с мертвой точки — непонятно», — недоумевает руководитель ФАР.
Отметим, что схема ухода от налогов, когда фактический владелец машины передает ее в собственность «льготнику», — не первая, попавшая под удар властей. В июне Госавтоинспекция разработала новый вариант Административного регламента, касающийся регистрации автомобилей, отменяющий временные транзитные номера. Таким образом, в прошлое ушел, пожалуй, самый популярный способ не платить не только налог, но и штрафы с камер видеофиксации – просто не регистрировать машину, продолжая ездить используя просроченные «транзиты».
А в сентябре ГИБДД совместно с Федеральной таможенной службой (ФТС) пообещала покарать водителей, уклоняющихся от выплат при помощи иностранных номеров. Для этого ведомствами будет создана единая база таких номеров. Это позволит запретить повторный въезд на территорию РФ автомобилей, за которыми числятся неоплаченные штрафы. Кроме того, владельцы машин также не смогут вернуться в Россию: ФТС собирается проверять иностранцев на наличие задолженностей при пересечении границы.
Впрочем, по словам координатора «Синих ведерок» Петра Шкуматова, российские водители уже придумали новый способ обмануть налоговиков: «Появилась схема регистрации автомобилей в регионах Северного Кавказа. Обращали, наверное, внимание – как много стало на дорогах машин с номерами 95-го региона? А за рулем отнюдь не чеченцы, а славянские физиономии. Думаю, они временно зарегистрированы в каком-нибудь «резиновом» доме в Грозном. Кстати, мало того, что на Кавказе налоговая нагрузка минимальна, так еще не всякий судебный пристав поедет туда, чтобы собрать неоплаченные штрафы с камер. Да и на дороге с такими номерами никаких претензий от сотрудников ГИБДД. То есть сплошной профит».
По мнению Шкуматова, эта схема давно напрашивалась: налог на автомобиль мощностью 250 л.с. в Чечне составляет 3765 руб., в Москве – 37 650 руб. В десять раз больше! На втором месте по привлекательности Ингушетия – 5000 руб. В Дагестане за тот же автомобиль придется раскошелиться на 10 000 руб. «Но Чечня – это просто золотое дно», — подчеркнул эксперт.
Напомним, что с 1 января 2014 года в силу вступает «автомобильный» налог на роскошь, повышающий ставки транспортного налога в зависимости от стоимости и возраста машины. Так, для автомобилей стоимостью от 3 до 5 млн руб., чей возраст не превышает одного года, будет действовать повышающий коэффициент 1,5. Если с момента выпуска машины прошло от полутора до двух лет – коэффициент составит 1,3. Если же автомобиль сошел с конвейера от двух до трех лет назад – 1,1.