Нечитаемый номер доведет до штрафстоянки
«Человек, заклеивающий или закрывающий номер, не просто нарушитель – он бросает вызов всей государственной системе, нивелируя принцип неизбежности наказания, — убежден Вячеслав Лысаков. — У меня нет под рукой статистики ГИБДД, но в год около 2000 водителей скрываются с места ДТП, используя нечитаемые номера».
По мнению депутата, превентивный арест автомобиля с такими номерами позволит не только снизить количество нарушений, но и будет способствовать «обеспечению социальной справедливости». «Штрафстоянка превратится из меры обеспечения наказания в само наказание, — считает депутат. — Почему это необходимо? Дело в том, что существующие штрафы – даже повышенные с 1 сентября – очень неоднородно «бьют» по нарушителям. Скажем, 5000 рублей для пенсионера – это изрядная часть его пенсии. А те же 5000 рублей для владельца многомиллионного Mercedes-Benz — это тьфу, комариный укус. Получается, один только штраф не может обеспечить социальную справедливость».
А вот угроза лишиться машины на полгода, по мнению Лысакова, охладит пыл как тех, кто привык не считать деньги, так и небогатых людей. «Оставить машину за десятки миллионов рублей на стоянке под палящим солнцем или снегом кому угодно будет жалко», — убежден депутат.
Причем недавно был создан правовой механизм, позволяющий отмежевать тех, у кого номер стал нечитаемым по естественным причинам, от злоумышленников, сознательно его прячущих. «Понятно, что может не идентифицироваться одна цифра из-за снега или чего-то еще, а может весь номер быть закрытым пленкой, рамкой и так далее. Используя казуистику, адвокатам удавалось «отмазать» таких клиентов. Теперь мы прописали все эти уловки в КоАП, что дает нам возможность прицельно наказывать злоумышленников», — негодует Лысаков.
Пока конфискация автомобиля — это только идея, и, чтобы стать законодательной инициативой, ей предстоит выдержать правовую и общественную экспертизы. Однако юрист, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров заранее убежден, что в существующее законодательство она не впишется. «Вообще, это старая песня – изымать автомобили предлагали и за пьянство за рулем, но поддержки среди здравомыслящих людей такая инициатива не получила, — заявил эксперт. — С точки зрения права автомобиль может быть помещен на штрафстоянку только в качестве меры обеспечения при производстве административного дела. Или, если брать Уголовный кодекс, машина может быть арестована, если она является орудием преступления – как вещественное доказательство. Других вариантов нет».
«Что касается социальной справедливости, то лучше поступать так, как это делается в некоторых европейских странах – штраф пропорционален доходу нарушителя. И если в России это осуществить затруднительно (реальные доходы держатся в тени), то в рамках действующего законодательства справедливость можно утвердить, назначая нарушителям общественные работы. Определенное судом количество часов для подметания улиц одинаково как для бедного, так и для богатого нарушителя», — добавил Дозоров.
Сокрытие номеров – не единственное правонарушение, за которое можно будет лишиться автомобиля. По задумке Вячеслава Лысакова, это также должно стать эффективной мерой против неплательщиков штрафов. «В настоящее время судебным приставам приходится бегать за должниками – и это не всегда эффективно. Вот «висит» на человеке 15 штрафов — и он совершенно безнаказанно продолжает ездить. А на шестнадцатый раз будет труп. Таких нужно просто убирать с дороги, и самый эффективный путь – арест автомобиля», — отметил первый зампред комитета по госстроительству.
Возможно, данная мера и окажется действенной, но председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин опасается, что она приведет к усилению коррупции и произвола: «Видимо, карательные меры кажутся нашим законотворцам самыми эффективными, но лично я против еще большего расширения и без того раздутых полицейских полномочий. Уже не смешно даже. Неплохо бы депутатам задуматься о профилактике нарушений, а не о репрессиях, которые приводят к росту коррупции в органах».
Отметим, что сокрытие номеров в столице приобрело характер эпидемии после организации в центре Москвы зоны платной парковки в ноябре прошлого года. Любопытно, что номерные знаки от проезжающих «парконов» прячут владельцы как бюджетных, так и люксовых автомобилей. Например, в ноябре блогосферу всколыхнули фотографии Porsche Cayenne Turbo, принадлежащего генеральному директору телеканала «Дождь» Наталье Синдеевой — машина была запечатлена с номером, завешанным газетой. Мнения блогеров расходятся: одни видят в действиях водителей гражданский протест, другие – желание сэкономить 50 рублей. Ко второму лагерю примыкает и Вячеслав Лысаков. «Звучат голоса, что когда владельцы дорогих машин заклеивают номера, они тем самым протестуют против платной парковки. Но, на мой взгляд, это не гражданская позиция, а самое элементарное жлобство», — заявил он «За рулем.РФ».