Блондинок обучат управлять тяговым балансом

Забудьте слово «автолюбитель»: в новом году поголовно все учащиеся автошкол будут выпускаться профессионалами. Так велит проект приказа Минобразования. Многие преподаватели автошкол, работающие на пространстве от Калининграда до Приморского края, отреагировали протестами, послали президенту страны коллективное письмо за двумястами подписями: многие нововведения — против смысла… Вчера в Общественной палате РФ обсудили новые автошкольные программы. Что не так?
Забудьте слово «автолюбитель»: в новом году поголовно все курсанты автошкол будут выпускаться профессионалами. Так велит проект приказа Минобразования. Многие преподаватели автошкол, работающие на пространстве от Калининграда до Приморского края, отреагировали протестами, послали президенту страны коллективное письмо за двумястами подписями: многие нововведения — против смысла … Вчера в Общественной палате РФ обсудили новые автошкольные программы. Что не так?

Буря несогласных словно прошла в стороне от участников круглого стола в Общественной палате. Говорили о разном. ДОСААФ просило принять во внимание, что военкоматы присылают на водительские курсы группы по 30 допризывников, тогда как их не должно быть больше 25. И вообще, откуда норматив — в учебных помещениях должно быть по 2,4 кв. м на слушателя… Тему медпомощи пострадавшим надо исключить из занятий для водителей-инвалидов — они не в состоянии эту помощь оказать… Представитель Минобразования и науки в подробностях рассказала, как тяжко дались документы (более тысячи страниц!).

Все это достойно внимания и надлежащей оценки. Но ведь протестующие, о которых за круглым столом упомянули лишь вскользь, настаивают ни много ни мало на том, что ошибочна сама концепция нововведений.

Против чего и за что выступает автошкольная «оппозиция», рассказал Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол»:

— Автошколы превращают в учреждения с обязательным присвоением рабочей квалификации. По-моему, это называется навязанной услугой. Ведь сейчас только каждый пятый новоиспеченный водитель нанимается «крутить баранку» для заработка, а от 30 до 70% слушателей учебных групп — молодые женщины, для которых автомобиль всего лишь тележка для продуктов или средство хорошо выглядеть. А их придется учить тому, что нужно только на транспортных перевозках.

Лишних знаний не бывает, но, если трезво, задержится ли в прелестных головках тема «Управление тягового баланса и угол увода при деформации автошины под действием боковой силы»? Так ли им необходимо вникать в «принцип работы гидромеханических и бесступенчатых КПП со схемами их управления»? Пригодится ли информация об устройстве стартера, генератора, кривошипного механизма, если в современных автомобилях многие узлы и агрегаты опломбированы и доступны только мастерам СТО? Восьмерым из каждого десятка не пригодятся знания о правилах перевозки грузов и пассажиров.

Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол»

В то же время проект программ обязывает автошколы привить учащимся навыки безопасного проезда перекрестков — это действительно важно для всех. Но, по предписаниям, учить придется на искусственных перекрестках на учебных площадках, оборудованных, согласно ГОСТам, — с разметкой, асфальтом, обеспечивающим определенную степень сцепления колес с дорогой и т.п. Во-первых, так — дорого, не каждая автошкола потянет, даже в складчину. Но главное, эти хлопоты и расходы — впустую. Учиться понимать перекресток следует на подступах к нему: прочитать дорожные знаки, зафиксировать разветвления, осмотреться, нет ли здесь строительных заборов, не застрял ли кто в аварии, рассчитать, как это объехать, создать вокруг себя «зону безопасности»… Даже супероборудованная площадка для учебной езды не даст для выработки навыков того, что езда с инструктором в условиях реального дорожного движения, тем более при многообразии перекрестков…

Более-менее опытный водитель увидит другую странность в проекте программы: два академчаса отводится на обучение проезда пешеходных переходов и столько же — перекрестков. Без комментариев.

Вижу причину оплошностей в проектах программ в том, что их составляли теоретики, явно в спешке и, при всем к ним уважении, без совета с практиками. Но самая главная ошибка в том, что еще не создан стандарт, который сформулировал бы, что за профессия такая — «водитель», и какие к ней предъявляются профессиональные требования. А программы обучения уже готовы. Получается, телегу поставили впереди лошади. Нет спору, уровень подготовки водителей надо повышать. Но не укладывать всех в прокрустово ложе профессионалов. Требуются программы, различающиеся по объему специальных знаний — для тех, кто возит себя любимого и для работающих в бизнесе перевозок.

И потом: дооборудование площадок для учебной езды, увеличение лекционных часов по темам с покупкой дополнительных пособий — все это повысит затраты автошкол, и если им хватит средств все это оплатить, то неизбежно заставит поднять стоимость обучения. Тогда как для курсантов эти отданные деньги не в прок.

Еще про деньги. Разработчики программ говорят, что нововведения рассчитаны на то, чтобы минимизировать условия, при которых права продают. На мой взгляд, якобы более высокие строгости и рост стоимости обучения только задерут цену на этом «рынке продаж».

Иная точка зрения у президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой:

— С чем они спорят? Начнем с того, что переход на обучение водителей как профессионалов — поручение правительства. Его выполнять придется. Если же говорить об обоснованности проекта нормативов, надо учесть следующее. Профстандарты сегодня действительно в стадии разработки, но они основаны на квалификационных требованиях, отвечающих Закону о безопасности дорожного движения. Второе: проекты примерных программ отвечают и другому закону — об образовании (он вступил в действие 1 сентября). А ими определено, что именно является обучением профессии.

Gрезидент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева

Чего не видят или не хотят видеть оппоненты? Принцип модульности, по которому складывается программа, вносит вариативность при обучении, в частности, при переходе из одной водительской категории в более высокую. Программы состоят из двух циклов: базового (ПДД, безопасность, психология, первая помощь) и специального (устройство, вождение ТС, перевозка пассажиров и грузов).

Интересно это тем, что базовый цикл изучается однажды при получении любой категории. Поэтому претензии относительно того, что чуть не вдвое увеличивается срок обучения, что на столько же вырастут цены, не соответствует действительности: если с категорией «А» пришел учиться на «Б», то это на 80 часов меньше. Минус и цена.

И кстати, если утвердят то, что сейчас в проекте, то вот что сравним. Самое востребованное обучение на категорию «В» — сейчас это 156 часов занятий (106 теория, 50 вождение). В нововведениях предусмотрено 198 часов — на 40 с небольшим больше. Но это не в два раза, как пишут в некоторых СМИ.

— А если курсант — девчонка, которая собирается просто возить себя на подаренном автомобиле? — спрашиваю я.

— Мы предполагали, что этот разумеющийся вопрос прозвучит обязательно, и в порядке инициативы в собственном проекте профессионального стандарта предусмотрели соответствующее разделение. Профессионалам нужно знать, что такое путевые листы и прочая документация, как работать с диспетчерской, специфику такси, особенности общения с пассажирами, что такое погрузка-разгрузка, крепление грузов и т.п. Но наш проект стандарта отвергли. Однако мы руки не опустили — пишем письма, обращаемся в инстанции.

Всех почему-то испугали дополнительные 10 учебных часов по психологии, и зря. Этот курс существовал и раньше, но был «растворен» в курсе «Основы безопасности управления ТС». Теперь его назвали предметом. Специальные преподаватели не понадобятся (и зарплаты для них, которые должны будут вернуть курсанты через оплату за обучение) — справятся те, что уже читают лекции.

Реакция протестующих идет, полагаю, не на содержание предложенных программ, а на то, что система станет строже. Изложены более четкие требования — кто в автошколе преподаватель, кто инструктор, сколько человек может быть в классе (это ограничения в пропускной способности учреждения), сколько нужно автомобилей для этого контингента, чем оборудованы классы и площадка… Сейчас на рынке автошкол плещется множество фальсификаторов, предлагающих поучиться полгода за несколько тысяч. Для сравнения: средневзвешенная цена по Москве — 25-30 тыс. руб., на периферии — 18-19 тысяч, но никак не несколько — водительские курсы так мало стоить не могут. Эти имитаторы — стопроцентно коррупционеры и жулье. А от порядка в школах граждане только выиграют. Должны прекратиться ситуации, когда идут к инструктору по вождению-индивидуалу: «Получил права, но ездить меня не научили — теперь вы». Те, кто за 5-6 тысяч предлагал свидетельства, должны или уйти, или начать работать честно. Но честно — не так прибыльно.

— И все-таки, Татьяна, на сколько может подорожать курс в автошколе?

— Думаю, на 1,5–2 тыс. руб. Могу предположить, что автошколы, стремящиеся набрать больше слушателей, не станут поднимать цены. В любом случае стоимость обучения не подскочит вдвое, как предполагают некоторые. Кроме того, если пришел повысить категорию, заплатишь только за специальные предметы, предусмотренные рамками повышения квалификации.

— Как считаете, если новичок прослушает на двадцать часов лекций больше, чем сейчас преподают любителю, накатает на двадцать часов больше на практическом вождении, то в самом ли деле это превратит его в профессионала?

— Хороший вопрос. Согласна с вашими сомнениями. Значит, надо еще работать с нормативами и методиками.

На том же настаивают критики обнародованного проекта методик для автошкол — создать рабочую группу с их участием, еще раз все взвесить, внести логичные изменения: в нынешнем виде проект сырой. Однако при обсуждении в Общественной палате такой вариант не обсуждался: пакет документов должен быть готов к согласованию и утверждению в конце декабря.

Подпишитесь на «За рулем» в