Как купить автомобиль не выходя из дома?
С апреля прошлого года китайский авиаперевозчик Spring Airlines обеспечил своим пассажирам возможность выбирать и оформлять покупку некоторых марок китайских автомобилей во время перелета. А Mercedes-Benz недавно сообщила о том, что в Германии и Польше покупку машины можно будет осуществить онлайн. Не надо посещать дилерский центр, авто доставят в указанное вами место. Россия еще не готова к внедрению подобных технологий, но это лишь вопрос времени. Уже в ближайшем будущем купить машину можно будет за пару минут — используя мобильный гаджет с соответствующим приложением.
Правда, похвастаться проданными полностью в онлайн автомобилями сейчас могут совсем немногие. С сентября прошлого года GM запустил пилотную программу в 100 дилерских магазинах США в восьми штатах. За время работы приложения Shop-Click-Drive около 1000 машин уже продано таким образом, причем пятеро покупателей решили сделать покупку ни разу не посещая дилерского центра. GM планирует, что в будущем это приложение полностью заменит посещение клиентом шоу-румов. А в Mercedes-Benz надеются с помощью онлайн-магазинов заполучить технически подкованного современного заказчика, полагая, что онлайн-продажи стимулируют молодых людей покупать авто именно их марки, играя на продвинутости подобного способа приобретения машины. В российском офисе немецкого концерна «За рулем.РФ» сообщили, что онлайн-продажи в планах есть, но вопрос этот находится лишь на стадии мониторинга: еще предстоит обрисовать портрет потенциального клиента и проработать сам механизм сбыта.
За и против
В чем же преимущества торговли машинами через Сеть? Во-первых, онлайн-магазины позволяют решить проблему ограниченного пространства шоу-румов, предложив пользователям весь спектр товаров и услуг. Во-вторых, они позволяют соответствовать ожиданиям современного «продвинутого» клиента — взаимодействовать с брендом в любом месте и в любое время. Не говоря уже о том, что продажи через Интернет дают возможность производителю или дилеру сократить количество торговых площадей, необходимых для аренды, что значительно снижает их издержки.
Продавая машины онлайн, производители автомобилей в принципе могут избавиться от лишнего дилерского звена. Тем не менее на данный момент тот же GM не ставит это самоцелью и не оказывает какого-либо давления на сеть своих представителей. Система же закупки автомобилей и продажи, в том числе дополнительных опций, на сегодняшний день выстроена так, что без услуг автодилера пока никак не обойтись. Инерция мышления и привычка делать серьезные покупки тет-а-тет с продавцом в оффлайне будут еще долго позволять сохранять автодилерам свои позиции.
До недавних времен сдерживающим фактором ухода автопродавцов в онлайн была небольшая эффективность работы их сайтов. Считалось, что даже самый подробный справочник не даст развернутых ответов на все вопросы, которые возникают у клиента. Для выяснения недостающей информации салоны снабжают сайты телефонами колл-центров. Однако опыт показывает, что звонить туда с вопросами будут лишь те, кто окончательно определился с выбором и хочет уточнить незначительные детали. А вот у онлайн-консультантов по сравнению с традиционными каналами связи есть целый ряд преимуществ, которые трудно переоценить.
В Западной Европе и Америке сейчас законодателем тренда на рынке онлайн-консультирования является компания LiveOperator. В России позицию лидера занимает питерская компания LiveTex.
В настоящее время системы интернет-банкинга позволяют совершать многочисленные финансовые операции в Сети. Уже не являются экзотикой подписание документов и получение крупных денежных кредитов не выходя из дома. Виртуальный сектор покупки и аренды недвижимости также стремительно развивается, демонстрируя успешность. Банки и владельцы платежных систем к настоящему времени научились выстраивать надежную защиту, и вероятность потерять деньги при проведении денежных операций в онлайн не больше, чем при совершении обычных покупок. Смогут ли уходить продавцы авто от уплаты налогов в Интернете? Сомнительно. Российская налоговая служба уже контролирует крупнейших игроков онлайн-аукционов и торговых площадок. Словом, правовой аспект деятельности здесь практически ничем не отличается от обычных действий в оффлайн-жизни.
По словам руководителя продаж марки Nissan компании «Автомир» Екатерины Цветковой, отечественный потребитель — особенно в регионах — еще не готов к такой технологии продаж. «Для клиента важно пройти тест-драйв на автомобиле, почувствовать его в динамике, посидеть в нем, осмотреть его багажник и т.д., а также получить документы, подтверждающие факт внесения залога, — объясняет резоны покупателей г-жа Цветкова. — Так что, онлайн-консультант и другие виртуальные сервисы скорее помогают определиться с выбором дилера, выбором автомобиля на первом этапе, но финальное решение клиент принимает все равно в салоне».
Разделяет скепсис россиян и директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. «Покупка нового авто – это радость, праздник. Всегда хочется потрогать, пощупать, полюбоваться, помечтать, пока тебе его готовят, — говорит эксперт. — Он даже ночью может присниться, пока ты его не забрал из салона. Это психологический момент. Очень большую роль при покупке играет личное знакомство продавца с клиентом, общение и приятная беседа. Всего этого можно лишиться, если перенести на 100% все продажи в онлайн. Нужно, чтобы было все вживую! А в онлайн необходимо уводить маркетинг, знакомиться с клиентами, обхаживать их, а потом уже после продажи поддерживать отношения с клиентами тоже при помощи интернет-коммуникаций. Но раз или два в год с ними нужно встречаться вживую. Это естественно».
Тем не менее, несмотря на настороженное отношение наших соотечественников, мировой тренд покупки-продажи автомобилей в Сети уже запущен, и дальше он будет развиваться. Автопроизводитель видит онлайн-торговлю хорошим средством ухода от традиционного способа ведения бизнеса и стремится быть на волне, подстраиваясь под новый тип потребителей, которые, совершая покупки в Интернете, стали менее охотно посещать автосалоны. Клиенты же, в свою очередь, получают комфорт в виде сочетания удобства онлайн-шопинга и индивидуального сервиса дилерского центра.