На техосмотр вновь выстроятся очереди
Почти половина действующих центров технического осмотра (1336 из 2378) до сих пор не получили разрешения на предоставление этой услуги в наступающем году. Причем более 800 из них пока что даже не обращались в РСА. Такие цифры были озвучены во время конференции Российского союза автостраховщиков, состоявшейся на этой неделе. Речь, прежде всего, идет об организациях, действовавших при ГИБДД, когда техосмотром ведала Госавтоинспекция. В соответствии с новым регламентом, вступающим в силу 1 января 2014 года, им необходимо аккредитоваться или покинуть рынок.
Однако столь массовый исход операторов ТО может привести к тому, что в регионах, где и сегодня наблюдаются проблемы с доступностью техосмотра (Калужская, Кемеровская, Тульская и Сахалинская области), возникнет настоящий дефицит. Подобная ситуация уже складывалась в первом полугодии 2012 года, когда поправки к закону о прохождении ТО только вступили в силу. Немногие аккредитованные организации оказались в положении монополистов и стали навязывать водителям дополнительные услуги. В результате цена на квитанцию в Приморье взлетела с 800 до 3—4 тыс. руб., и ситуацию удалось исправить только после личного вмешательства главы МВД Владимира Колокольцева.
Почему же операторы предпочитают тянуть время или вовсе покидать незанятый пока что рынок коммерческого техосмотра? По мнению экспертов, опрошенных «За рулем.РФ», причин несколько. Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров убежден, что заниматься проведением ТО попросту убыточно: «Дело в том, что требования (отмечу, справедливые), выдвинутые к сервисным центрам, чтобы они реально контролировали состояние автомобилей, а не просто деньги с автомобилистов собирали, весьма обременительны. В результате крупным сервисам заниматься этим неинтересно, а мелким – нерентабельно».
При этом, как отмечает эксперт, даже наличие бумажки, выданной по всем правилам, не гарантирует хорошего технического состояния автомобиля. «Всем же понятно, что вчера ты получил ТО, а сегодня попал в яму, и люфт рулевой рейки перестал соответствовать ГОСТу, — отметил Александров. – Нужно найти политическую волю и вообще отменить эту ненужную процедуру освидетельствования. За состояние автомобиля должен отвечать только его владелец, а не сторонняя организация».
Еще одна причина непривлекательности технического осмотра для потенциальных операторов – правовая неразбериха. Напомним, в октябре этого года РСА (а значит, и подотчетные ему операторы ТО) попал под контроль Центрального банка России (ЦБР), что грозит усилением ответственности и дополнительно дестимулирует рынок, считает юрист, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров.
«Стройная цепочка Центробанк – страховщики — пункты технического осмотра выглядит стройной только в чьей-то воспаленной голове, — подчеркнул он. – А если вдуматься: какое они все имеют друг к другу отношение? При царящей неразберихе ЦБ сразу начал с подготовки административных санкций для наказания техосмотрщиков. Конечно, это не добавляет рынку привлекательности».
Окончательной ясности в вопросе о том, как и на каких законных основаниях Центральный банк будет контролировать некоммерческий Союз автостраховщиков, пока нет. Но генеральный директор «Главстрахконтроля» Николай Тюрников убежден, что приход нового мегарегулятора оздоровит оба рынка – как автострахования, так и техосмотра.
«Я верю, что ЦБР окажется лучше предыдущих двух регуляторов, — заявил Тюрников в беседе с «За рулем.РФ». — А предполагаемые изменения в КоАП мне кажутся даже слишком узкими. Фактически, предлагается лишь наказывать РСА за ненадлежащее ведение реестра операторов техосмотра. А неплохо было бы расширить список. Скажем, обязать страховщиков вести нормальную базу по ОСАГО, чтобы автомобилисты не теряли «безаварийную» скидку при переходе между компаниями».
Как сообщал «За рулем.РФ», реформа техосмотра была инициирована премьером Дмитрием Медведевым в 2012 году. Полномочия контролировать прохождения ТО были изъяты у ГИБДД и переданы страховым компаниям. Основанием для этого послужили многочисленные жалобы водителей на бесконечные очереди и высокий уровень коррупции в пунктах государственного технического осмотра.