Mercedes-Benz Citan: выкаблучивайтесь
ПОЛИЦЕЙСКИЙ, САНТЕХНИК, ИНВАЛИД
«Интересно, а этот нам дадут на тест-драйв?» Из полутора десятков «каблучков», расставленных в помещении склада, больше всего внимания привлекает полицейский. Неудивительно, ведь у него люстра с сиреной, рация, на заднем сиденье установлен столик (видимо, чтобы удобно было писать чистосердечное), а багажник занят ящичками с оборудованием, в одном из которых спрятан пистолет-пулемет «Хеклер и Кох», правда, ненастоящий.
Значительная часть франкфуртской презентации «Мерседес-Бенца Цитан» была посвящена его переделкам под специальные нужды. «Каблучок» можно оснастить рефрижератором, ящиками с инструментом, пандусом для инвалидных колясок, а можно переделать в автомобиль экстренных служб или «фоллоу-ми» – машинку для аэропорта. На последней, к сожалению, тоже поездить не удалось – аэропорт ведь всего в паре километров, так что есть шанс, что пассажирский самолет ненароком приземлится на автобан.
Поскольку «Мерседес» состоит в партнерстве с кузовными фирмами (буквально – бодибилдерами), то можно заказать у дилера нужную спецификацию и специализированная компания оборудует фургон под ваши нужды. Но это – в Европе. В России же связи пока отлажены не настолько хорошо, нужных мастеров придется искать самостоятельно.
СЛАДКАЯ ПАРОЧКА
Зато двигателями нас не обделили: доступны те же, что и в Европе, включая два новых. Сначала взял опробовать машину с бензиновым: 1,2 л с турбонаддувом, 114 л.с.
Выезжаем на пригородный маршрут со светофорами и круговыми перекрестками. Средний по длине пассажирский фургон с 40 кг балласта разгоняется резво. Главное – держать обороты выше примерно 1500. В отличие от популярных у нас атмосферников большего объема, здесь, пока не заработает турбина, тяги не дождешься.
Динамике на пользу и коробка передач – тут она 6-ступенчатая, в то время как на предыдущих европейских версиях передач всего пять. К тому же высшие передачи довольно длинные. Поэтому на скорости за сотню, где многие фургоны с закороченным рядом в коробке уже выдыхаются, бензиновый «Цитан» чувствует себя вполне комфортно. Заявленная максималка у него 173 км/ч! И при этом расход умеренный – меньше 10 л/100 км при довольно интенсивной езде.
Вторым номером программы идет полуторалитровый дизель мощностью 110 л.с. с изменяемой производительностью турбины. Ему, с одной стороны, повезло больше: маршрут достался длиннее и более разнообразный. С другой – он тянул удлиненный грузопассажирский фургон, догруженный к тому же внушительным балластом.
В городской среде дизель во многом похож на бензинового собрата – та же уверенная тяга на средних и высоких оборотах и почти такое же нежелание ехать с холостых. Зато на горном серпантине эмоций добавляется: момент в 240 Н·м позволяет уверенно въезжать на любой подъем, 6-ступенчатая коробка резво разгоняет на выходе из поворотов, а отличные настройки подвески радуют собранной управляемостью. Берегитесь, легковушки!
Спустившись с гор, выезжаем на автобан. На оперативном просторе проверим-ка заявленную максимальную скорость! Здесь она меньше, чем у бензиновой версии, – 170 км/ч. «Каблук» взял заявленный рубеж без проблем, причем до 150 км/ч разгоняется, будто бы совершенно не напрягаясь. Так что, если нужно срочно доставить груз в другой город, «Цитан» будет кстати. Единственная неприятность – на высоких скоростях уж очень чувствителен к ветру.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ АЛЬПИНИЗМ
Цена фургона «Цитан» начинается с 866 000 руб., то есть он на несколько тысяч дешевле базового «А-класса». Получается, «каблучок» – самая дешевая возможность заполучить новый «Мерседес». Однако много похожих автомобилей, но без трехлучевой звезды на руле доступны по цене около 600 000 руб. (в их числе «Рено-Кангу», на базе которого построен «Цитан»). Окупятся ли лишние затраты? Если срочность доставки – вопрос жизни и смерти, то, наверно, да. Иначе, боюсь, даже экономия на топливе не компенсирует разницу.
С пассажирской версией ситуация еще сложнее. И дело даже не в том, что, забравшись на высоту 936 000 руб. в минимуме, «Цитан» оставляет друзей и родственников далеко внизу. Вскарабкавшись так высоко, наш герой рискует встретиться лицом к лицу с «Йети», будучи практически безоружным: с простенькими салоном и грузовым оснащением. Помочь может разве что «заброска снабжения» – например, поставка длинной 7-местной версии, которая пока есть только в Европе, или полноприводной трансмиссии и автоматической коробки передач, которые выдают «Спринтеру». Без этого не выжить – загрызут!
Удачный автомобиль именитого производителя. Хотелось бы видеть на нашем рынке всю гамму модификаций.
+ Быстрый по меркам «каблуков».
- Стóит, как «Мерседес».