Австрийский дрифт: вспоминаем навыки зимнего вождения
Здесь куда ни глянь — всюду раскатанные ратраками склоны с изобилующими нитями канатных дорожек, уносящих лыжников ввысь. С учетом складно организованной отельной индустрии и инфраструктуры для катания (горнолыжные маршруты нередко проходят по мостикам прямо над дорогой), позволяющей иным курортникам подъезжать на лыжах прямо к гастхаусам, становится понятно, чем Австрия так манит многих зимой. Пройдет каких-нибудь четыре месяца, и местный сезонный бизнес заляжет в спячку, а пока отельеры фиксируют сверхприбыли…
Наша программа, впрочем, далека от склонов этой части Альп и базируется, скорее, в одном из ущелий. Здесь компания Opel оборудовала специальный полигон школы зимнего полноприводного вождения, чтобы не только обучить навыкам езды по заснеженным дорогам, но и рассказать о специфике устройства систем полного привода своих машин. А он на участвовавших в тесте Mokka, Insignia Country Tourer и Insignia OPC разнится в зависимости от концепции каждой из моделей.
В отличие от Opel Frontera 20-летней давности, у Mokka за подключение задней оси «по требованию» отвечает электроника, снимающая показания с различных датчиков (в том числе ABS и ESP). При такой реализации полного привода бережется топливо и ваш слух – меньше шума. В зависимости от ситуации тяга мотора может быть распределена в пропорциях от 100/0 (в пользу передней оси) до 50/50. Причем полноприводной Mokka может стать уже при трогании в случае пробуксовки колес.
При разработке же полного привода для Insignia динамические характеристики взяли верх над экологическими. Поэтому помимо многодисковой муфты на заднюю ось установили фирменный дифференциал повышенного трения eLSD с электронным управлением. Что это дает? Конструкция дороже и сложнее, но, как выяснилось позже, оправдывающая себя на все 100%. По этой схеме крутящий момент распределяется одновременно не только между осями, но и между задними колесами. Скажем, электроника может направить 85% тяги на заднее левое колесо, распознав под ним лучшее сцепление, а на остальные лишь по 5%.
Переходим от теории к практике. Снега российской группе не досталось – к нашему приезду он подтаял, а ночные заморозки превратили талую воду в лед. Что ж, оттого лишь веселее. Первая на очереди – традиционная змейка. Едва держась на ногах (черт, неужели по этой поверхности придется ездить на нешипованных Continental ContiWinterContact?!) грузимся в Insignia OPC и выкатываемся. В этом упражнении на словах все относительно понятно: балансируем на грани газа, его сброса для загрузки передней оси, поворота колес и вновь газа. Проблема лишь в том, что азарт подстегивает переиграть со скоростью, что приводит к сносу передка в повороте из-за чрезмерной инерции (недостаточная поворачиваемость), а значит – грязному маневру. Впрочем, у нас не гонка на скорость. Наша задача – поймать автомобиль как можно увереннее и заставить его подчиниться воле драйвера. Пробуем как с включенным ESP, так и без него, удержав соответствующую клавишу более 5 секунд. Без электронных помощников выходит больше возни, но упражнение от этого лишь приобретает изюминку.
Следующие по программе – две петляющие трассы с поворотами разной степени сложности. Самое главное тут – не перебрать на коротких прямиках со скоростью, чтобы избежать широкого выхода из поворота и как следствие позднего апекса, а значит, менее эффективного – пусть и эффектного – прохождения виража. Под нами тут уже универсалы Insignia Country Tourer с более тяжелой кормой, которая норовит сорваться в занос на выходе из поворота. Этот момент приходится учитывать. Езда становится более дрифтовой, что заставляет отказаться от верхней одежды – представившаяся возможность «пройти красиво» и учащенные движения руками накаляют обстановку в салоне авто до предела. Впрочем, не только в салоне. Нагревшаяся от такой езды (команды журналистов постоянно сменяли друг друга за рулем) муфта начинает сдавать, то и дело снабжая пинками задней оси на выходе из поворота (трасса проходилась на одной передаче). Но не сдает окончательно.
Тут как раз пригождается расхваленное несколько минут назад главой подразделения по разработке систем контроля и полного привода проекта Insignia Андреасом Холлом распределение тяги между колесами. Видите ли, стремясь не потерять в темпе, мы все выцеливали апексы внутренними колесами (местами ввиду многодневных тестов здесь уже образовались приличные колеи), в то время как внешние оказывались попеременно то на остатках снега, то на льду. Не напоминает съезд на нерасчищенную обочину? Так вот: электроника помогала не задумываться над тем, что под колесами. Повторюсь, даже на нешипованных шинах.
Солнце над ущельем все выше, поверхность льда начинает покрываться едва заметной влагой, поэтому следует правило не перекручивать руль, используя лишь по четверти оборота в обе стороны, все чаще остается без внимания. А зря. Перекрученные колеса – плохой помощник на вираже при минимуме сцепления. Нередко вспоминаешь об этом уже проехав верную траекторию, так что даже газом полноприводный автомобиль, увы, не довернуть.
На сравнении следующее упражнение, где мы оседлали Mokka, заставило призадуматься. Спустя пару кругов на тестовом авто бортовая система сообщила о выходе из строя системы полного привода (позже проблему удалось устранить сбрасыванием клеммы с аккумулятора на некоторое время). И что вы думаете? Третья, подготовленная специально для компактного кроссовера, петляющая влево и вправо и скачущая то вверх, то вниз трасса не доставила особых хлопот. Знай себе рассчитывай скорость вхождения в вираж, а дальше за счет более короткой колесной базы все вполне прогнозируемо. И вновь на нешипованных шинах (на сей раз Nokian Hakkapeliitta R). Второй выбранный автомобиль уже на старте сообщал о проблемах с подключением задней оси. Так что, сделав еще пару кругов, пришлось констатировать: какими бы электронными помощниками ни обладал ваш автомобиль, хладнокровие и правильный расчет никто не отменял.
На десерт цифры, которые мне показались любопытными. Из 145 тыс. проданных на данный момент Mokka (главными рынками для модели являются Германия, Великобритания и Россия) 45% оснащены полным приводом. Для Insignia показатель скромнее – из 30 тыс. уехавших от дилеров немецкой марки автомобилей AWD лишь у 10%. Причем в России этот показатель равен 14%, а у горной Швейцарии — все 50%.