Ваз-2131
ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИ
За полтора года жизни в редакции пятидверная "Нива" (ЗР, 1996, № 5, 9; 1997, № 2) пробежала 35 тысяч километров. Расскажем, какие хлопоты доставил нам автомобиль в последнее время.
Вадим КРЮЧКОВ
Из неисправностей, характерных для удлиненных "нив", столкнулись лишь с одной - дважды ломалась ручка открывания пятой двери. Она смонтирована на пороге рядом с водительским сиденьем и связана с замком очень длинным одножильным тросом. Ручка обычная, какие устанавливают в дверях классических "жигулей", и с предложенными нагрузками она здесь явно не справляется. В первый раз развалилось ее пластмассовое основание. Подобрали другую - с металлическим. Но и эта продержалась недолго - обломилась сама ручка. Наиболее стойкой из всех опробованных нами вариантов оказалась примитивная веревочная петля, привязанная к тросу.
Разумеется, были проблемы и посерьезнее, но они могут случиться с любой "Нивой" - как длиннобазной, так и короткой. Основательно пришлось повозиться с ходовой частью. Заменили подшипники ступиц передних колес, да не один-два, а все четыре! Причина - чрезмерная затяжка при регулировке. Вместо порванных установили один внутренний и два наружных чехла шарниров равных угловых скоростей. При выполнении этой операции нас ждал неприятный сюрприз - надо было слить и залить масло в передний редуктор, а пробка контрольного отверстия, что называется, "намертво закисла". Попытки стронуть ее с места закончились плачевно - сорвали грани, несмотря на то, что пользовались хорошо зарекомендовавшим себя накидным ключом "метринч". Дальнейшие действия потребовали изобретательности. Пробка находится между двумя ребрами корпуса редуктора, и подобраться к ней очень сложно. Обычные для гиблых случаев способы - молоток с зубилом, газовый ключ, высверливание - применить невозможно. Закачать масло через сапун тоже не удалось, и он, как назло, расположен в тесном месте. В результате приварили к пробке гайку и отвинтили ее "торцевиком" с огромным удлинителем.
Пристального внимания требует еще один узел - шарнир равных угловых скоростей, связывающий коробку передач и раздаточную коробку. В его корпус ввернуты болты, имеющие опасную тенденцию отворачиваться в самый неподходящий момент. Почувствовать начало этого процесса на ходу весьма и весьма сложно. Если же автомобиль потерял способность двигаться своим ходом при исправном сцеплении, то можете быть уверены - болтов уже нет на месте, шарнир саморазобрался. Однажды печальных последствий удалось избежать. Когда "Нива" висела на подъемнике антикоррозионного поста, мы не поленились внимательно осмотреть шарнир. А вот другой раз не повезло - VAZ 2131 отказался уезжать с перекрестка. Пришлось буксировать его в редакцию, искать новый крепеж взамен утерянного и устанавливать на место.
Совершенно неожиданно и, главное, преждевременно напомнила о себе система выпуска - оторвалась от кузова прочная на вид деталь, к которой подвешен глушитель. Делать нечего, воспользовались сварочным аппаратом и устранили дефект.
Снова целый букет неисправностей выдало электрооборудование. На 18-й тысяче вторично отказал моторедуктор очистителя правой фары. Первый, напомним, приказал долго жить, когда на спидометре было всего 2400 километров. Новый моторедуктор на сей раз покупать не стали. Узел ненадежный, да к тому же еще и неразборный - так можно и разориться. Решили протирать фару как обычно - без механических приспособлений.
Чуть позже рассыпался насос стеклоомывателя. Ему на смену задействовали оставшийся не у дел насос омывателя фар. Следом захандрил сам стеклоочиститель - при включении прерывистого режима щетки стали останавливаться там, где им заблагорассудится. Моторчик очистителя разобрали и отрегулировали контактную группу. К 30 тысячам отказался подавать голос гудок - купили новый. Совершенно закономерно закончил жизнь подвешенный к заднему бамперу и ничем не защищенный от механических воздействий фонарь, дублирующий штатные стоп-сигналы. Его оторвали, преодолевая очередное препятствие на проселочной дороге.
Что еще достойно упоминания? Неоднократно регулировали склонные к разбалтыванию дверные замки и запирающее устройство перчаточного ящика. В ненастную погоду заметили течь воды в багажник - сдал уплотнитель пятой двери. В ближайшее время планируем его заменить. После первой же зимы подкрасили черной краской облупившийся и заржавевший "кенгурятник". Нынешним летом процедуру придется повторить.
Плановое обслуживание свелось к регулировке зажигания, подтягиванию цепи газораспределительного механизма и ремня генератора, регулировке привода сцепления, доливу воды в аккумулятор, смене масла и фильтров. На 32-й тысяче при торможении стал слышен скрежет металла по металлу. Установили новые передние тормозные колодки взамен отслуживших старых. Попутно подтянули трос "ручника", в профилактических целях заменили тормозную жидкость ("Росу") и прокачали систему. Сколько стоили нам перечисленные ремонтные работы? Запасные части и расходные материалы обошлись приблизительно в 800 тысяч рублей, включая новую покрышку. Мы уже писали, что одну из шин пробили арматурой и восстановлению она не подлежала (1997, № 2). Потери времени оценить труднее, хотя, на наш взгляд, они неоправданно велики для новой в общем-то машины. Но, к сожалению, уже привычны...