Доступные кроссоверы: стряхнуть пыль
Автопроизводители Поднебесной активизировались с новой силой – российский рынок методично заполняется новинками для всевозможных потребительских нужд. Шутка ли, для меня это третий тест подряд с участием «китайцев». И должен сказать, нынешние его участники не так уж плохи! Сегодня у нас в гостях представители аномально растущего сегмента кроссоверов, где возмутителем спокойствия выступает «Хайма» с новой моделью под индексом 7. Отобрать у нее покупателей стремится «Чери» с обещанной в прошлом году, но запущенной лишь недавно обновленной версией «Тигго». А честь «Шевроле» и «Рено» отстаивают старожилы рынка – «Нива» и «Дастер».
Chevrolet Niva: В БОЙ ИДУТ ОДНИ СТАРИКИ
Пару недель назад я разбирал старый шкаф и наткнулся на журнал «За рулем» за июнь 1998 года. Подумать только, когда некоторые из нынешних коллег сдавали его в печать, мне едва исполнилось девять, я закончил третий класс и лишь начал проявлять интерес к автомобильным журналам. Мое внимание к тому номеру привлек изображенный на обложке ВАЗ-2123 и гордая надпись: «Наконец-то новая Нива».
Прошло более 15 лет. Я получил образование, попробовал силы в разных жизненных сферах и волей случая нашел себя именно в редакции «За рулем», которая, в свою очередь, освоила новые рубрики и макеты, обзавелась цифровой версией и продвинулась вперед по всем мыслимым фронтам. А что «Нива»? Несмотря на усыновление концерном «Дженерал моторс», различные доработки и даже стайлинг от модного итальянского ателье, нынешняя машина отдалилась от исходника максимум на полшага.
И сейчас, прежде чем фанаты огреют меня лопатой или подвесят на тросе лебедки, рассказывая о внедорожных талантах, возросшем качестве сборки, а также куче других малоизвестных достоинств, я постараюсь обосновать свое мнение. Вдумайтесь! Под капотом машины 2013 года выпуска антикварный восьмиклапанник в 80 «лошадей», в салоне древняя тольяттинская панель с бесконечно далекой от идеала эргономикой и отсутствием фронтальных подушек, а задний ряд – без подголовников.
Даже несмотря на сравнительно невысокую цену (507 000 рублей), это уже несерьезно.
А ведь мы знаем, что у «Джи-Эм» есть моторы на любой вкус (кстати, «Шнивы» со 122-сильным двигателем «Опель» делали с 2006-го по 2008-й). Догадываемся, что перекроить устаревший интерьер и оснастить его простейшими системами активной безопасности в любой комплектации – задача не самая сложная и дорогая. Причем я абсолютно уверен, что именно из-за этих минусов «Шевроле-Нива» сегодня неконкурентоспособна.
Конечно, можете справедливо возразить: мол, машина стала вещью в себе и пользуется спросом людей, нуждающихся в постоянном полном и понижайке, а тестовый экземпляр в комплектации LE (Limited Edition) на злой резине и с заводским шноркелем подойдет им особенно хорошо. Но с точки зрения повседневной эксплуатации «Нива» неудобна – она давно не «сегодня», даже не «вчера».
Силовой агрегат ускоряет полуторатонную машину примерно так же, как литровый моторчик сдвигает с места «Шевроле-Спарк»; шасси и тормоза сносно справляются с задачей только благодаря двигателю-инвалиду, а акустический дискомфорт выходит за все привычные рамки. В попытках заглушить недовольство пассажиров, умоляющих вас подвинуться ближе к рулю из-за нехватки места на заднем диване, соревнуются моторные, аэродинамические и трансмиссионные шумы.
«Ниве» пора на пенсию! Ей нужен сменщик: современный, умелый на бездорожье и по-прежнему сравнительно недорогой. И я надеюсь, что в ближайшие пять лет мы с вами его получим. А пока ждем, предлагаю падким на выпуск ограниченных серий маркетологам вместо обвеса от «Бертоне» изобрести для самых ярых фанатов версию LastOne – богато укомплектованную, по разумной цене и обязательно с лопатой в багажнике. Пускай машина уйдет на пенсию с высоко поднятой головой, а не в тени нависших над сегментом «Дастера», а теперь и «китайцев». Она заслужила.
Haima 7: ЖЕРТВА САМООЦЕНКИ
«Хайма» – одна из немногих автомобильных марок, с продукцией которых я не знаком. Поэтому стоило коллеге пригнать «семерку» на полигон, как я тут же прыгнул в салон и начал осматриваться. «А ведь неплохо!» – пронеслось в голове. Сборка аккуратная – люфта деталей, перекошенных панелей и заусенцев нет и в помине. И не беда, что пластик торпедо жесткий, – главное, что с эргономикой все хорошо.
Сижу и боюсь признаться – нравится. Профиль водительского кресла кажется удачным, а внимание китайцев к мелочам потрясает: вы только взгляните на эти трогательные крючки для пакетов в торцах передних кресел! А до чего хорош задний ряд! Что это – позитивные отголоски давнего (1992–2006 гг.) сотрудничества с «Маздой»?
Впрочем… Безупречным оказалось не всё, вскоре незначительные, но все же недостатки начали попадаться на глаза, а точнее – нащупываться. Руль слишком тонок в сечении, кожа на нем прошита нарочито грубым швом, а ходы рычага 5-ступенчатой механики, в которой передачи расположены очень близко друг к другу, великоваты.
Правду говорят, что все познается в сравнении: после «Шевроле-Нива» асфальтовое поведение «Хаймы» прямо-таки рождает восторг. Доставшаяся от «Трибьюта» задняя многорычажка обеспечивает неплохую управляемость вкупе с приятной плавностью хода, а от подхватов 150-сильного мотора, кажется, темнеет в глазах.
Zoom-Zoom? Как бы не так! Уже через несколько минут за рулем понимаешь: «Хайма» не «Мазда». В пределе кроссовер упрямо норовит уехать передней осью наружу, а грубые дорожные стыки, если попасть на них в повороте, пытаются вырвать руль из рук.
Зато в гражданских режимах автомобиль нравится. Лишь тормоза немного расстраивают, выделяясь невнятным усилием на педали. Хотя в случае резкого нажатия и они неплохо замедляют машину под равномерный стрекот АБС. Итак, сенсация на рынке бюджетных кроссоверов?
А ведь я почти был готов ответить «да!», но попавший под руку прайс-лист все испортил. За 689 900 рублей, в которые китайцы оценивают свое переднеприводное механическое детище с тряпичным салоном, можно сконфигурировать практически любой «Дастер» – с бензиновым или дизельным мотором, с механикой или «автоматом», передним или полным приводом. Чувствуете, как в одночасье смысл покупки этой машины сходит на нет?
Эх, «Хайма»! Мне искренне тебя жаль. Окажись ценовые аппетиты твоих представителей чуть адекватнее, а дилерская сеть – шире, стать тебе бестселлером российских просторов. А при нынешнем раскладе убедить кого-то отказаться от «Дастера» в твою пользу может разве что отсутствие очередей. Хотя я, видит бог, подождал бы.
Chery Tiggo FL: РАЗДВОЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Как говорится, свято место пусто не бывает. Стоило «Тойоте» в 2005 году свернуть производство RAV4 второго поколения, как молодая (восьми лет от роду) китайская компания «Чери-отомобиль» тут же выпустила на рынки созданный под копирку автомобиль и начала путь к своей маленькой славе. И хотя до оригинала образец из Китая недотягивал, благодаря вкусной цене продавался очень неплохо.
«Чери-Тигго FL» (FL – Face Lifting), недавно поступивший к российским дилерам марки, – обновленная версия той самой машины. Перемен минимум, но даже они позволили кроссоверу скрыть пару лет. Головная оптика в духе последней моды обзавелась светодиодами ходовых огней, изменился дизайн передка да еще кое-каких мелочей вроде кожуха запаски и молдингов.
И если вас не покидает ощущение, что «это уже было в ʻʻСимпсонахʼʼ», должен сообщить: так и есть. Все потому, что этот автомобиль страдает на нашем рынке раздвоением личности: именно такие, обновленные машины, собранные на ТагАЗе, поступили в продажу еще в прошлом году под именем «Вортекс-Тинго FL». Теперь, с появлением самой «Чери», близнецы продаются параллельно по невероятно близким ценам. Разница – в эмблемах и гаммах предлагаемых моторов и трансмиссий. Запутались?
Тогда сосредоточимся на тестовом экземпляре – переднеприводном «Чери-Тигго FL» со 126-сильным двигателем объемом 1,6 литра. Мотор знаком по дореформенной машине, однако после доработок (изменились диаметр и ходы поршня, увеличилась степень сжатия) он прибавил 7 «лошадей» и 13 Н∙м момента, которые, несомненно, пошли на пользу. И пусть из-за непрекращавшихся дождей и невозможности провести замеры мы не располагаем цифрами, могу заверить: при параллельном старте на динамометрической дороге вплоть до 120 км/ч «Тигго» и «Хайма» разгоняются бампер в бампер.
Что касается различных шумов, «Чери» чуть громче завывает на высоких оборотах. Зато переигрывает соперника более внятными тормозами, а в предельных режимах покладистей – поворачиваемость тяготеет к нейтральной.
Интерьером «Тигго» по-прежнему напоминает «Тойоту» образца 2005 года, но после рестайлинга стал современнее и уютнее. Здесь самые жесткие в квартете, но довольно удобные кресла, правильная геометрия посадки и приемлемая эргономика.
Задний ряд чуть теснее, нежели в «Хайме», зато гораздо просторнее, чем в «Шевроле». А из причин для недовольства могу отметить лишь чрезмерные усилия на колесиках управления климатом да порцию лютой азиатчины в виде салонного зеркала с альтиметром, барометром и компасом!
Слава китайским богам, эта карманная «астролябия» отключается нажатием одной кнопки. Иначе я едва ли сумел бы сфокусироваться на дорожной обстановке. Удивила и компоновка приборов: слева спидометр, справа тахометр. «Будь личностью – будь другим!»
И все-таки, в отличие от земляка, «Тигго» куда больше стоит своих денег. Испытанный автомобиль за 579 900 рублей ровно на 110 тысяч дешевле «Хаймы», а разница по баллам и ощущениям минимальная. При этом «Чери» также собирают в Китае, так что ссылки на локализацию неуместны.
Renault Duster: НЕПЫЛЬНАЯ РАБОТА
Тестовый «Рено-Дастер» в комплектации «Люкс Привилеж» (745 500 рублей) со своими многочисленными опциями смотрится немного нелепо. Словно маленькая девочка, украдкой нацепившая мамины бусы и стащившая косметику. И я не говорю, что это плохо. Просто мультимедийная система LG, предназначенная новому «Логану» и вэну «Лоджи», на консоли утилитарного «Дастера» чужеродна. Да и необходимость в кожаных креслах, равно как и в автоматической коробке, оставляю на ваш суд.
Ирония же заключается в том, что даже со всеми этими радостями наш «Дастер» дешевле, чем дорогая версия «Хаймы» с примерно тем же набором оборудования и также передним приводом. Несмотря на прямое родство со стариной «Логаном», интерьер здесь куда человечнее: кнопки стеклоподъемников на своем обычном месте – на обшивке двери.
Посадка в широком и бесформенном кресле на удивление удобная, а сборка салона – лучшая в этой четверке. По запасу пространства в заднем ряду «Дастер» в целом не хуже «Чери», а багажник и вовсе самый большой. Недостатки? Про них говорилось неоднократно: неудобный блок климата, неказистая кочерга селектора автомата да запрятанная под ручником клавиша регулировки боковых зеркал. Есть претензии и к самим зеркалам – слишком маленькие. А покатая правая стойка перекрывает часть обзора.
Зато на ходу «Дастер» вне конкуренции – он просто играет в другой лиге. У французского кроссовера отличный баланс управляемости и плавности хода, он прекрасно рулится и предсказуем даже в пределе, а его подвески отрабатывают дефекты покрытия на ура. При этом дорожные швы не передаются на руль, как в «Хайме».
Двухлитровый мотор наделяет «Рено» весьма приличной разгонной динамикой. Четырехступенчатый «автомат», несмотря на почтенный возраст, работает плавно (особенно на высших передачах), а тормоза оценю как весьма эффективные.
Конечно, многих начинает утомлять доминирование «Дастера». И если быть до конца честным, я в их числе. Этот автомобиль неидеален, местами вызывающе дешев, а в каких-то вещах даже уступает конкурентам. «Шевроле-Нива» наверняка уедет дальше на бездорожье, «Хайма», возможно, подкупит более продуманным интерьером, а «Чери» покорит наиболее привлекательным соотношением оборудования и цены.
Однако все эти аспекты – лишь маленькие победы претендентов, тогда как по совокупности всего и вся реальных соперников у «Рено» сегодня попросту нет. Мы убеждаемся в этом каждый раз.
БАГАЖНИК
У «Нивы» самый маленький багажник теста – всего 268 литров. Зато дверь открывается куда должна:
«Хайма» предоставляет приемлемые 388 литров. Спинка разрезана в традиционном соотношении 2:1:
Здесь «Тигго» уступает «Хайме» лишь 4 литра. А вот дверь, открывающаяся на японский манер, неудобна:
424-литровый багажник «Рено» – рекордсмен теста. Спинка складывается в пропорции 2:1:
НАЗАД ДОРОГИ НЕТ?
Мы считаем, что, покупая среднеразмерный кроссовер, клиент вправе требовать комфорта в заднем ряду. А чтобы усложнить задачу автомобилям, выбрали для упражнения эксперта ростом повыше. Испытатель Денис Панов (187 см) устроился «сам за собой» и поделился впечатлениями.
«Шевроле-Нива» негостеприимна:
здесь самая короткая колесная база и тесный задний ряд – колени моментально упираются в спинку. В нашей комплектации LE отсутствуют задние подголовники, а о дополнительных удобствах вроде подлокотника или подстаканников и говорить не приходится.
«Хайма-7» – безоговорочный победитель:
удобная форма дивана, завидный простор для ног. Подлокотник и пара откидных подстаканников – в качестве бонуса.
По удобству посадки и количеству воздуха «Чери-Тигго» недотянул до «Хаймы»:
из удобств – лишь пепельница, да и места для коленей поменьше. Но по сравнению с «Нивой» здесь раздолье.
Не подкачал и «Рено-Дастер», предложив комфорт на уровне «Чери»:
на центральном туннеле есть подстаканник, а кнопки стеклоподъемников (в отличие от «Логана» и «Сандеро») здесь на дверных обивках, а не на полу.
НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ
Мы не загоняли испытуемых на сколько-нибудь серьезное бездорожье, ведь три машины из четырех – переднеприводные, а значит, кроссоверами их можно считать лишь условно. Приподнятые универсалы – вот правильное определение. Посмотрим, какой выше?
«Шевроле-Нива» справилась с испытанием отлично:
А теперь взгляните на «Хайму-7»:
длинный и низкий «клюв» может запросто пострадать от поребриков, вкопанных не по ГОСТу. Да и задний бампер высоким не назвать.
Спереди «Чери-Тигго FL» кажется чуть выше «Хаймы»:
а сзади автомобили предельно близки.
Несмотря на большие углы въезда, уступившие лишь показателям «Шевроле-Нива», передний свес «Дастера» в противостоянии с покрышкой выглядит беспомощнее всех:
Зато сзади всё в полном порядке!
ТАБЛИЦЫ
ИТОГИ
Пока «Рено» почивает на лаврах, а «Чери» делает клиентам заманчивое предложение, практически гарантируя себе кусок пирога, «Хайма» рискует собственноручно похоронить неплохой автомобиль под тяжестью его ценника. Ну а «Нива» устарела бесповоротно, хотя своих покупателей из числа любителей бездорожья найдет.
Михаил Кулешов