Грядет эра платных дорог
Новая дорога в обход Одинцова стала первым проектом в Московском регионе, реализованным в рамках государственно-концессионного соглашения, то есть с привлечением средств инвесторов. Поэтому проезд по ней и сделали платным. ОАО «Главная дорога», строившее трассу, станет обслуживать ее до 2039 года, после чего она перейдет в ведение государства.
Общая протяженность трассы – 18,5 км, на первых пяти километрах предусмотрено восемь полос движения, на следующих девяти километрах – шесть, на последнем участке – четыре полосы. Расчетная скорость движения составляет 120 км/ч, однако пока разрешено ехать не больше 90 км/ч.
Вдоль дороги нет ни заправок, ни магазинов, зато на всем ее протяжении стоят столбы с кнопками SOS, которые могут понадобиться в случае аварии или другого чрезвычайного происшествия.
За проезд по всему участку днем придется отдать 150 рублей, а ночью – 80. Тем, кто будет ездить по дороге постоянно, обещают делать скидки. Но даже несмотря на них, стоимость проезда велика и по российским меркам, и по европейским.
Обещанный тариф по подмосковному отрезку магистрали Москва – Петербург составляет почти четыре рубля за километр, около евро в среднем стоит проезд по платным дорогам в Европе, обход Одинцова же стоит около восьми рублей за километр. В результате только за первый год работы трассы за проезд предполагается собрать с автомобилистов почти 25 млн долларов.
Не за горами и появление первой платной дороги в пределах Москвы – Северного дублера Кутузовского проспекта. Эта магистраль станет продолжением обхода Одинцова уже в столице. Мэр города Сергей Собянин заявил, что проект трассы планируется выставить на торги уже в начале 2014-го, а значит, уже в этом году может начаться и ее строительство. Она будет иметь всего одну развязку для съезда на Кутузовский проспект – в районе станции метро «Славянский бульвар». Дорога обеспечит подъезд к деловому центру «Москва-Сити» от элитных подмосковных поселков, таких как Рублевка, Жуковка, Барвиха и др.
Платным может стать и Южный дублер Кутузовского. Его проект пока разрабатывается, но предполагается, что он начнется от Сколково, пройдет через промышленную зону «Очаково» и через районы Раменки и Мосфильмовский подойдет к Третьему транспортному кольцу.
По заявлению губернатора Московской области Андрея Воробьева, объездные дороги в Подмосковье продолжат строить, причем еще активнее. Уже в нынешнем году новые обходы проложат вокруг Химок и Подольска – первый сдадут в декабре, он станет частью новой платной трассы Москва – Санкт-Петербург, второй должен открыться в ноябре. Проектирование еще одной трассы начнется в 2015 году – это будет дублер Горьковского шоссе, который пройдет мимо Ногинска и Балашихи. Также новые магистрали появятся около Солнечногорска и Сергиева Посада.
Несмотря на то что долгосрочная целевая программа «Дороги Подмосковья» предусматривает в 2013–2015 годах освоение достаточно большой суммы – 230 млрд рублей, этих денег на наполеоновские планы дорожного строительства явно не хватит, а значит и новые обходы, по-видимому, будут платными.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
− Сколько бы ни вопили владельцы автомобилей о произволе и завышении цен, жаловаться бесполезно, ответ один – у них есть бесплатная альтернатива. Кстати, премьер-министр страны, присутствовавший на открытии обхода Одинцова, заверил, что платные дороги в России будут строиться только при наличии бесплатной альтернативы. И на том спасибо. Так что каждому придется выбрать – или пробки и колдобины бесплатно, или скорость и качество за 150 рублей.