Subaru Team Russia Winter Cup: обуздать 300 сил
Местами, где машины соскальзывают за пределы трассы, в грунте нарыты глубокие рвы. Вот кто-то ошибся на входе в поворот и чуть не снес стопку покрышек, но вовремя среагировал и срезал змейку по прямой. А у меня никак не получается найти общий язык с 300-сильной Subaru WRX STI — даже с помощью сидящего справа профессионального пилота Николая Больших. Не выходит, хоть тресни.
Дань прошлому
Раллийная слава Subaru начала коваться еще в 1980-е, но апогеем стала середина 1990-х. В 1995 году Колин МакРей оформляет личную победу в WRC и приносит команде первое место в зачете производителей. Еще дважды Subaru выигрывает раллийный чемпионат – этого оказалось достаточно, чтобы «Плеяды» стали стойко ассоциироваться с автоспортом.
Однако и требования, которые дорожные спорткары предъявляют к водителям, высоки. Многие ошибочно полагают, что оппозитный 300-сильный турбомотор и постоянный полный привод версии WRX STI творят чудеса сами по себе. Ничуть не бывало! Свидетельством тому завязанные узлом вокруг придорожных столбов синие машины с золотистыми дисками. Но стоило мне побывать на первом этапе любительского соревнования, которое организовал российский STi-клуб при поддержке представительства Subaru в России, как стало очевидно: владельцы мощных «субар» хотят и учатся ездить на своих автомобилях. А многие уже умеют – на зависть мне, редактору отдела спорта «За рулем».
Поймать зверя
Я не жалуюсь на недостаток опыта: езжу на десятках автомобилей в год, практикуюсь в любительских соревнованиях. И все равно «стиха» остается для меня непонятной. Я вижу траекторию и понимаю, как это сделать. Я даже могу занять тренерское место Николая Больших и с пассажирского сиденья с развитыми поддержками объяснить севшему за руль человеку, что надо делать. Но сам исполнить не могу! В теории все просто: загрузить на торможении переднюю ось, дать импульс рулем, а если передняя ось поскользнется, распрямить колеса, пока не появится сцепление. Теперь можно мягко прибавить тягу (полностью отпускать педаль газа – вообще ошибка: усилие надо дозировать!), и WRX STI начнет уходить в занос. Будет уходить! Должна, по крайней мере… Но вместо этого мы безвольно скользим наружу поворота.
— Не дал зацепиться, слишком рано и резко открыл газ, — комментирует Больших. – А сейчас опоздал с рулением, надо было раньше возвращать баранку.
Черт, я же головой все понимаю! И руль умею крутить быстро – на курсах ФСО без проблем отлавливал «Волгу» на плите динамического заноса. А сейчас, за рулем Subaru WRX STI, если и работаю руками и ногами несогласованно, то потому, что никак не могу вжиться в автомобиль. Может, поиграть с настройками межосевого дифференциала? Нет уж, оставлю автоматический режим – сейчас не до нюансов, удержаться бы на трассе, не завязать бы автомобиль о стопку покрышек в повороте…
— «Стиха» действительно специфическая, — утешает Николай. – Lancer Evolution контролировать новичку проще, Subaru же требует твердой руки и устойчивых навыков. За несколько заездов, конечно, понять ее сложно. Надо было нам начать тренироваться хотя бы за неделю…
Полный вперед!
Первый заезд был квалификационным. Ребята из STi-клуба вкатывались, накатывались и раскатывались. После того как все 53 человека отъездили свои сессии, финальные заезды сгруппировали по результатам хронометража. Сильных – к сильным, чтобы медленные не мешали быстрым во время заезда. Я оказался в «гарнире», в районе двадцать пятых мест. Что ж, финал поеду ровно – призовой тумбочки мне все равно не видать, так хоть постараюсь сберечь машину. Ушла на старт первая группа, вторая… Объявляют шестую. Мою.
Погнали! Первый круг – разгонный. Чувствую, что стал быстрее. Хотя о каком единении, конечно, речи нет, но однозначно получается лучше. Это на опыт утренних заездов накладываются осмысленные в перерывах советы Николая. Ну, поднажмем? Вход в змейку, перекладка, «стиха» летит по залитому водой льду…
— Прямо колеса, прямо, вытягивай ее газом, не отруливай! – громом падают слова Коли Больших. Но сработали неверные рефлексы, и мы плоско-параллельно приезжаем в сугроб. На третьем, предпоследнем круге.
И обидно не только за оторванный задний бампер. И не за то, что вылет произошел на глазах Казуси Иосида, директора Subaru в России. А за то, что результат считался не по лучшему кругу, а по сумме трех кругов: достаточно ошибиться на одном из них, и финальное время испорчено. Так и случилось со мной – в итоге лишь 39-е место из 53. Буду тренироваться дальше, но, пожалуй, втихаря – пусть на следующих клубных встречах за Subaru Media Team поедут коллеги.
Всего в зимнем Кубке намечено восемь этапов на разных спортивных трассах – Дмитровском полигоне, Смоленском кольце, Раменском ипподроме... Оргкомитет STi-клуба декларирует, что основная цель Кубка – повысить водительское мастерство в рамках заездов на время по специальным трассам. Как участник первого этапа подтверждаю: личные навыки подтянул, пределы, за которые пока рано выходить, нащупал. И, общаясь с ребятами из клуба, видел то же самое: позитив, спортивный азарт, мастерство и желание учиться. Которое они смогут удовлетворить уже в эти выходные на спецучастках ралли «Ростов Великий», где пройдет второй этап Subaru Team Russia Winter Cup 2014.
Справка. Инициаторами клубных соревнований, призванных направить энергию владельцев Subaru в организованное русло, стали Олег Старынин, Андрей Прокудин, Николай Гадецкий, Денис Беляков, Максим Шачнев, Ольга Зинченко, Константин Аникин и Никита Гергель. Началось все на московском автодроме «Тушино Ринг» с любительских гонок. Костяк участников составили члены STi-клуба, где общается большинство активных владельцев японских спорткаров. Были совместные мероприятия с общественным движением «За жизнь на дорогах России», которое также стремится увести нелегальных гонщиков с улиц, дав возможность проявить мастерство на спецтрассах. Многоэтапный кубок, который STi-клуб провел прошлой зимой, в этом сезоне получил дальнейшее развитие: поддержка Subaru Team Russia, привлечение прессы, очереди из поклонников автоспорта… Желающим принять участие нужно заранее подать заявку на сайте STi-клуба.