Парковки: «Торговля воздухом и асфальтом лучше всего»
Не успели улечься страсти вокруг открытия платной парковки на Садовом кольце, как стало известно о новых ограничительных мерах для столичных водителей, которые обещают быть куда более радикальными. Речь идет о законе «Об организации дорожного движения», подготовленном Министерством транспорта РФ. Документ подразумевает, в частности, ограничение на въезд в некоторые районы города и полный запрет на парковку вне специальных площадок.
Кроме того, словно подливая масло в огонь скандала, вице-мэр Москвы Максим Ликсутов объявил, что территория платной парковки может быть расширена до пределов Третьего транспортного кольца. Чтобы узнать, какое будущее ожидает столичных автомобилистов, «За рулем.РФ» обратился к экспертам и общественным деятелям с вопросами «Пойдет ли мэрия Москвы на дальнейшее расширение зоны платной парковки?» и «С какими еще ограничениями столкнутся московские водители после ратификации законопроекта Минтранса?».
Петр Шкуматов, глава общества «Синие ведерки»: «Думаю, что до конца года платная парковка захватит всю освоенную территорию внутри ТТК. Собственно, Ликсутов именно об этом и сказал, но схитрил – мол, парковка будет только там, где потребуется, точечно. Понятное дело, в пределах Третьего кольца есть куча промзон и пустырей около железных дорог, где никакой выгоды она не принесет. А там, где стоят жилые массивы, платная парковка появится.
Если разобраться, то все, что делает Ликсутов, – не более чем калька с транспортной стратегии Лондона. И парковки, и велодорожки, и все-все-все. Своего ничего не придумано. Поэтому, если мы хотим знать, что будет дальше, достаточно посмотреть на столицу Великобритании. Думаю, нас ждет платный въезд в центр. Иначе невозможно: ведь платные парковки не уменьшают трафик, а наоборот, увеличивают. Посмотрите, чем хвалится мэрия? Увеличением оборачиваемости парковочных мест. На деле это означает, что вместо одной машины в центр едут пять, потому что там теперь есть где встать. И если не ввести платный въезд, центр захлебнется. Это чисто лондонская история».
Сергей Асланян, радиоведущий, автоэксперт: «Давайте разберемся: в основе любого действия лежит мотив. В данном случае он носит финансовый характер. Москва, как любой банкрот, ищет, где бы раздобыть денег. Торговля воздухом и асфальтом для этого подходит лучше всего. Поэтому мы еще увидим паркоматы в Бутово. Напомню, кстати, что перед выборами мэра Москвы глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин проговорился, что правительство не считает целесообразным как-то ограничивать зону платной парковки. Тогда его одернули, потому что он впереди паровоза выступил. Но если он такое сказал, значит это обсуждалось. Так что, мой прогноз: будет, еще и не то будет. Что касается закона Минтранса — после его принятия господин Ликсутов получит карт-бланш на любые преобразования в сфере выкачивания денег из автомобилистов. То, что нас ждет, обсуждалось еще в 2005 году при Лужкове: платный въезд во двор, градация по оплате в зависимости от того, в каком районе ты прописан, платный центр Москвы и так далее».
Александр Шумский, руководитель Московского центра борьбы с пробками: «Платная парковка неизбежно выплеснется за пределы Садового кольца – да она уже вышла. Ведь стоянки у вокзалов и аэропортов платные. Совершенно разумно будет организовать платную парковку у точек притяжения внутри ТТК – станций метро, крупных офисов и торговых центров. При этом «накрывать» ею спальные районы нецелесообразно и чревато ростом социального напряжения. Поэтому так делать никто не будет. Я не жду каких-то потрясений от нового закона. Он может отрегулировать какие-то мелочи, перераспределить полномочия, уточнить понятийный аппарат, но существенных изменений не принесет. Москва очень сильно отстает в сфере городского законодательства от европейских столиц. Но ее беда не законы как таковые, а масса устаревших гостов и СНиПов, действующих еще с советских времен. Они вяжут по рукам и ногам. Невозможно отрегулировать ширину проезжей полосы — сейчас она чрезмерна, 6-8 метров. Нельзя организовать диагональный пешеходный переход или даже просто обустроить островок безопасности. Все это противоречит нормам, и закон этого не изменит».
Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев: «Парковка будет непрерывно расширяться до тех пор, пока находятся дураки, готовые за нее платить. Московская власть уже распробовала вкус легких денег, и аппетиты будут только расти. Поэтому скоро платной станет вся территория, вплоть до Новой Москвы. Ну или возможен другой сценарий – автомобилисты взбунтуются, потому что сейчас за них так принялись — и штрафами, и камерами, как еще никогда не было. Думаю, как только из центра выдавят основной трафик и окраины превратятся в перманентную пробку – вспыхнет протест. Мне сложно спрогнозировать действия властей, потому что они обоснованы не логикой, а стремлением к наживе. Например, удорожание штрафов как-то сказалось на количестве ДТП? Нет, но штрафы продолжают расти. Платные парковки помогли уменьшить трафик? Нет, но их расширяют. Камеры позволяют эффективно бороться с нарушителями? Нет, так как закоренелые лихачи завешивают номера фиговыми листочками, а платят только ротозеи. При этом количество камер растет из года в год. Это логика Остапа Бендера: урвать как можно больше, пока не началось».
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «Платная парковка в пределах ТТК – совершенно дикое заявление, которое нельзя ничем замотивировать, особенно борьбой с пробками, как это сейчас декларируется. Только самоубийца будет расширять ее за пределы исторического центра города. Я даже думаю, что это сознательная провокация. Такая игра в злого и доброго полицейского, где Ликсутову отведена роль плохиша. Потом Собянин отыграет назад – и будет молодцом в глазах москвичей. Кроме того, подобные одиозные заявления отвлекают внимание общественности от скандала с платной парковкой на Садовом кольце. Я не хочу ничего подсказывать московскому правительству, поэтому воздержусь от развернутого комментария по второму вопросу. Скажу одно: мы ожидаем определенных действий, направленных на дальнейшее притеснение автовладельцев, и готовимся к ним. Московское правительство находится на пороге войны с водителями. И, как говорится в подобных случаях, мы готовимся принять бой».