Обновленный Opel Meriva: «зажигалка» для мамочки
Впрочем, такой ажиотажный интерес наших европейских коллег к компактному семейному монообъемнику вполне объясним: утилитарные, компактные и одновременно надежные авто занимают прочные позиции в рейтинге симпатий рачительных европейцев, да и у нас Meriva хоть и не стала бестселлером, свою нишу занимает достаточно прочно.
Душа нараспашку
Одна из причин тому заключалась в большой «гибкости» модели. В Европе второе поколение Meriva, продажи которого начались в 2010 году, предлагалось с пятью версиями бензиновых моторов и тремя дизелями мощностью от 75 до 140 л.с., а также приличной электронной составляющей. Автомобиль получил непривычную схему открытия дверей нараспашку за счет системы FlexDoors, которая была призвана обеспечить большее удобство посадки и высадки пассажиров задних сидений, многофункциональную систему FlexSpace, а также ряд интересных решений для перевозки разнообразного по габаритам и форме багажа.
В противовес бородатой и злой шутке про надежность Opel последний отчет у TÜV продемонстрировал самый низкий уровень отказов по Meriva среди 8 млн автомобилей различных типов и брендов. В категории «автомобили в возрасте 2–3 года», где контроль TÜV осуществлялся преимущественно в отношении модели второго поколения, компактвэн опередил своих визави из Mazda, Toyota, Porsche, BMW и Audi, став лучшим по качеству среди всех продаваемых в Германии легковушек и получив «Золотой сертификат TÜV». Не менее положительно оценивали второе поколение Meriva и ее владельцы. В их опросе, который провела J.D. Power по итогам двухлетней эксплуатации, опелевский монообъемник занял первое место с впечатляющим результатом 80,6%.
Все эти достоинства в рестайлинговой Meriva сохранились. Машина стала еще безопаснее. Стандартный пакет включает в себя шесть подушек (фронтальные и задние боковые) и шторки безопасности, а также травмобезопасный педальный узел, обеспечивающий смещение педалей сцепления и тормоза в случае столкновения для снижения риска травмирования ног. Ремни передних сидений оборудованы двойными преднатяжителями для максимальной защиты пассажиров за счет обеспечения оптимального положения в момент столкновения.
Дорестайлинговая Meriva была очень утилитарным авто и радовала одного моего приятеля возможностью заполнить небольшое с виду пространство салона множеством полезного груза. Думаю, новое поколение его также не разочарует. Особенно гордятся в Opel частично модифицированной системой FlexRail, устанавливаемой в пространство между сиденьями. Благодаря трехуровневой компоновке она обеспечивает множества вещей в лотках и отделениях с удобным доступом.
Внешне обновленная Meriva стала изящнее за счет крупной хромированной радиаторной решетки и изменившихся фар, получивших помимо новой формы «орлиный глаз» еще и хромированную окантовку. Немного изменился и дизайн кузовных панелей. Так, боковины получили более выраженную поясную линию с хромированным молдингом. А сохранившийся изящный излом, приходящийся на нижнюю часть задних окон, способствует лучшей обзорности пассажиров на «галерке». Что немаловажно, ведь в Opel вполне резонно предполагают, что именно там будут сидеть самые любопытные из них – дети.
Но зашел ли рестайлинг дальше традиционных незначительных улучшений во внешности? Изменений, признаться, немного, но они заслуживают внимания.
Представлявший машину Маркус Веслау из подразделения Opel по разработке и доводке дизельных двигателей, говоря о рестайлинге Meriva, прежде всего, начал с экологии: новичок соответствует нормам Евро-6 с любым из моторов. А особый упор сделал на расширившихся возможностях информационно-развлекательной системы IntelliLink. Она позволяет на премиальный манер с легкостью интегрировать смартфон в автомобиль. В обновленной системе благодаря 7-дюймовому цветному монитору высокого разрешения и новому графическому интерфейсу обеспечиваются более четкая визуализация, высокая скорость работы и легкость управления. Система предусматривает синхронизацию с телефоном по Bluetooth, передачу аудиосигнала, а также подключение USB-устройств.
В базовое оснащение информационно-развлекательной системы IntelliLink новых автомобилей Meriva входит CD-проигрыватель, а опционально доступен цифровой DAB+ тюнер (Digital Audio Broadcast). Как и у флагманской Insignia, предусмотрена возможность голосового ввода пункта назначения. Кроме того, в дополнение к собственной системе голосового управления система IntelliLink поддерживает сходную с Siri функцию голосового управления смартфона для устройств на iOS (iPhone, iPod touch, iPad). Это позволяет водителю не отвлекаться от дороги, поскольку короткие сообщения — ответы на некоторые виды вопросов или запросы — воспроизводятся при помощи бортовой аудиосистемы.
В ожидании дизеля
И все же нам было более интересно пополнение линейки моторов. Ее в России немцы обещают разбавить дизельным 1.6 CDTI, уже знакомым по модели Zafira Tourer. «Шепчущий дизель», как его называют в Opel, демонстрирует низкий расход топлива в сочетании с плавностью в работе и впечатляющей тягой в 320 Нм. В будущем этот высокотехнологичный мотор с алюминиевыми корпусными деталями, системой Common-Rail и турбонагнетателем с изменяемой геометрией турбины вытеснит двигатели 1.3 CDTI и 1.7 CDTI, устанавливаемые на Meriva сегодня.
Первая модификация двигателя 1.6 CDTI для обновленной Meriva развивает 100 кВт/136 л.с. при заявленном расходе топлива 4,4 л/100 км и уровне выбросов CO2 116 г/км. Эти показатели на 10% лучше по сравнению с 1.7 CDTI, а возможны они стали за счет ряда инженерных решений, направленных на максимальное снижение трения в диапазоне 1500–2500 об/мин.
Среди последующих модификаций мотора в ближайшее время ожидаем две версии с мощностью 81 кВт/110 л.с. Одна из них обеспечит расход топлива всего 3,8 л/100 км и уровень выбросов CO2 99 г/км. Таким образом, Meriva станет первым минивэном (пусть и компактным), предлагающимся на выбор с бензиновым или дизельным мотором и преодолевшим рубеж 100 г/км. Прочих подробностей о новых моторах нет.
Другое важное обновление – коробка передач. Здесь изменения коснулись и «механики», и «автомата». Концерн GM вложил в программу усовершенствования этих агрегатов 50 млн евро. Были модернизированы механизмы переключения передач, снижена степень трения, а также изменены способы крепления трансмиссий. Это позволило повысить плавность и четкость переключений. В новом поколении Meriva 6-ступенчатая коробка передач с низким уровнем трения доступна в сочетании с придушенным ради норм Евро-6 бензиновым двигателем 1.4 Turbo мощностью 120 л.с. Версия с МКП может похвастать 6-ступенчатой механической трансмиссией и 140 л.с., снятыми с тех же 1,4 л объема. Такое сочетание автоматической трансмиссии и высокой мощности бензинового двигателя непременно оценят будущие владельцы.
Бензин vs дизель
Знакомство с обновленной Meriva я начал с версии, оснащенной бензиновым мотором 1.4 Ecotec мощностью 120 л.с. и 6-ступенчатым «автоматом». Назвать этот выбор осознанным трудно, ведь, как это нередко случается на общеевропейских презентациях, западные коллеги стремятся за руль дизельных машин, не очень-то охотно расставаясь с ними впоследствии. Но мы не в обиде, тем более что бензин у нас все-таки популярнее, да и такого сочетания мотор-коробка раньше не предлагалось.
Выкатываясь с парковки аэропорта Франкфурта, уже с первых сотен метров мы смогли убедиться в правдивости слов представителей Opel. Если забыть о некоторой нервозности реакций педали тормоза, то обновленная Meriva и впрямь автомобиль очень плавный. Перекатываясь от светофора к светофору, мы продвигаемся в направлении автострады, которая приведет нас к месту, где в XIX веке азарт и шик знаменитого термального курорта и города-казино Висбаден могли дать фору Монте-Карло. Покружив по городу, отмечаем несколько приятных моментов. Во-первых, опелевцы «держат марку», сделав ставку на комфорт даже в доступных моделях. Так, в Meriva обнаружились очень хорошие сиденья. Сказывается кооперация с экспертами медицинской ассоциации AGR (Aktion Gesunder Rücken e.V.), регулярно отмечающими Opel за превосходную эргономику и защиту спины.
Вторым приятным открытием стала отменная обзорность передней полусферы. В эпоху борьбы за аэродинамику конструкторы все сильнее уменьшают угол наклона передней стойки, а желание получить заветные звезды Euro NCAP приводит к тому, что она становится все массивнее. В результате редко какая новинка сегодня может похвастать отсутствием приличной «мертвой зоны» слева, заставляющей выворачивать шею при повороте на перекрестке в поисках спрятавшегося от глаза пешехода или машины. Meriva – один из таких автомобилей. Третьим (ожидаемым) приятным открытием стала убедительная маневренность. Минивэн проворен на узких улочках и в городских поворотах — сказываются гены Astra.
Насколько идеальна Meriva в городе, на столько же скучна она на немецком автобане и шоссе, где можно поднажать. Да, она хорошо стоит на дороге, чуткий и плотный руль позволяет не потерять ощущение, что ты управляешь авто, даже на скорости свыше 100 км/ч. Но звук мотора отнюдь не ласкает слух, а после 120 км/ч минивэнчик с бензиновым 1.4 Turbo заметно «киснет». Правда, так ли это важно в России, где скорость свыше 130-ти является административно наказуемой? Слава богу, разочаровываться долго не пришлось: съехав с автострады, мы углубились сначала в сельскую местность с ее ограничением в 50 км/ч, а потом начали вкручиваться в дубовую чащу по вполне серьезному серпантину. Его изгибы вновь и вновь заставляли нас вспоминать о том, какая замечательная у Meriva «тележка».
Остановку и смену машин мы делаем в месте, которое заочно знакомо каждому, кто в советской школе хоть раз открывал учебник немецкого языка для средних классов.
Помните строки стихотворения Гейне?
А скалы кругом все отвесней,
А волны — круче и злей.
И, верно, погубит песней
Пловца и челнок Лорелей.
Так вот, таков вид с той самой скалы, с которой, по романтической легенде, златоволосая дева Рейна заманивала моряков на погибель. Судя по впечатляющей высоте (без малого 200 м), дева была на редкость громогласной и вполне могла служить фельдфебелем. Но если отставить шутки в сторону, скрытая сила великой немецкой реки впечатляет и сегодня, в эпоху мощных судов, а для моряков прошлого сильное течение и скалистый берег этого отрезка Рейна действительно делали его очень опасным. Прочее додумали поэты.
Налюбовавшись романтическими видами, мы седлаем дизельную машину. И…
Как там убеждал Остап Бендер доверчивую соперницу миллионерши Вандербильдихи? «Вас обманули! Это не мексиканский тушкан, это шанхайский барс! Гораздо более ценный мех!» Так вот, дизельная Meriva выглядит барсом на фоне Meriva бензиновой. Крутящий момент в 320 Нм если и не превращает ее во что-то спортивное, то наделяет семейный автомобиль, адресованный, по словам самих же создателей, «тем, кто красит губы в пробке», характером очень злой «зажигалки». И даже мелкие недочеты вроде слишком больших ходов рычага переключения механической КП не способны омрачить это праздник.
Почему-то мне кажется, что немцам и их заокеанским боссам стоит рискнуть с этим мотором у нас, ведь сегодня на рынке трудно найти столь утилитарный и одновременно компактный автомобиль, который обладал бы таким заводным характером. Honda Jazz нового поколения в Россию поставляться не будет, да и старая была доступна лишь в куцей версии, а не с «правильным» 1.5, как в США.
Кто на новенького?
Из наиболее близких конкурентов можно упомянуть Citroen С3 Picasso. Но даже при том, что в базе он выигрывает в цене (548 тыс. против 631 тыс. руб. у «немца»), но и до рестайлинга Meriva была больше (4467 мм в длину и 1801 мм в ширину против 4078 и 1730 мм соответственно) и чуть мощнее. По объему багажного отделения «француз» лучше только в двухместном варианте с полностью трансформированным салоном — 385/1506 л против 400/1500 л. Выигрывая 6 Нм крутящего момента, «атмосферник» С3 Picasso развивает всего 95 л.с. против 100 л.с. у Meriva, опережая ее на 0,4 секунды в разгоне до 100 км/ч.
В топовых вариантах однозначно лучше смотрится «немец», который может похвастать 6-ступенчатой «механикой», 120- и 140-сильными моторами. Да, Opel здесь вновь дороже – 731 тыс. руб. за 140-сильную машину с МКП-6, но у немногим более дешевого Citroen с мотором 1,6 л всего 115 «лошадок», которые до сотни разгоняют монообъемник за долгие 12,1 секунды. За версию Citroen C3 Picasso с «автоматом» (Exclusive AT) французы попросят с вас 735 тыс. руб. Сопоставимая по комплектации Meriva обойдется чуть дороже – 756 тыс. руб., и будет на 5 л.с. мощнее. К тому же она оснащена более современным «автоматом».
Еще один потенциальный конкурент – Skoda Roomster. Этот автомобиль предлагается у нас с мотором 1,4 и 1,6 л. Младшая версия Skoda Roomster 1.4 Ambition MT обойдется покупателю в 614 тыс. руб. За эти деньги он получит 86-сильный авто, уступающий Meriva размерами (4214 мм в длину и 1684 мм в ширину), но обыгрывающий ее по тяговитости мотора (обороты при максимальной мощности находятся на отметке в 5000, а максимальный крутящий момент в 132 Нм достигается при 3800 об/мин). В топовой комплектации Meriva выигрывает за счет характеристик турбированного 120-сильного мотора. Стоимость такого выигрыша равна разнице в цене — за Skoda нужно выложить лишь 684 тысячи.
Ну и напоследок — конкурент из Азии. Монообъемник Kia Venga, который предлагается у нас с мотором в 98 л.с., развивающим 137 Нм крутящего момента и 5-ступенчатой «механикой» за 639 900 руб. Он компактнее (длина — 4068, ширина — 1765 мм), но багажник Venga на 40 л больше, чем у Opel. Еще одна особенность, важная для дачников, — внушительный дорожный просвет «корейца» (156 мм). В топовой версии Venga на 5 л.с. мощнее Meriva с «автоматом», но проигрывает версии с «механикой», для которой доступен 140-сильный турбомотор. При этом самым серьезным изъяном Venga можно назвать архаичный 4-ступенчатый «автомат», который никак не вяжется с ценником в 789 900 руб.
Глядя на соотношение цены и предлагаемых возможностей, не покидает ощущение, что при всех достоинствах конкурентов и некоторой дороговизне Meriva появление версии с дизельным агрегатом снимает все вопросы при выборе. Так что, поклонникам резвых, доступных и функциональных автомобилей стоит держать пальцы крестиком и молить всех богов Рейна и дубовых рощ Германии, чтобы эту машину привезли и к нам в Россию. О том, сбудется ли это пожелание, можно строить только догадки – в Opel пока отказываются говорить о ценах и шансах.