Трехкратное увеличение штрафов приструнит «небожителей»
Похоже, российские парламентарии решили воскресить старый лозунг «Мир хижинам, война дворцам». С начала года в силу вступил так называемый налог на роскошь, повысивший ставку транспортного сбора для дорогих машин. А в эту среду Госдума намерена рассмотреть законопроект-побратим, предлагающий установить еще и «справедливые штрафы» для владельцев премиальных автомобилей.
В документе, подготовленном членом фракции ЛДПР Михаилом Дегтяревым, прописана прогрессивная шкала административных взысканий. Она высчитывается исходя из стоимости транспортного средства: если цена составляет 3-5 млн руб., штрафы для собственника удваиваются, а если машина дороже 5 млн – утраиваются. По мнению автора законопроекта, такая дифференциация будет способствовать наведению социальной справедливости, что положительно скажется на безопасности дорожного движения.
«Вы сами видите, что очень часто беспредел на дорогах устраивают владельцы, а чаще даже нанятые водители дорогостоящих автомобилей, — заявил Дегтярев «За рулем.РФ». — Многие из них считают себя в нашем обществе потребления небожителями, бездумно превышают скорость, не смотрят на дорожные знаки, пешеходные переходы, а иногда даже хамят и угрожают из окон своих престижных иномарок».
По словам депутата, действующие штрафы в пределах 100-5000 рублей таких водителей перевоспитать не могут, а вот тройное повышение ответственности «станет стимулом для правомерного поведения». Помимо богачей крупные штрафы должны образумить и любителей красивой жизни. «Если вам достался дорогой автомобиль в наследство или это подарок, то нужно жить по средствам. «Не по Сеньке шапка» — продай и купи себе что-то скромнее», — подчеркнул Дегтярев.
Идеологически и технически законопроект ЛДПР опирается на принятый ранее налог на роскошь: их объединяет одинаковая ценовая планка в 3 млн руб. для включения повышающего коэффициента, а также принцип реализации через список Минпромторга, в котором прописана стоимость всех продающихся в России автомобилей для расчета транспортного налога. Однако соавтор «налога на роскошь», зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков, от такого родства открещивается.
«Одно дело финансовое обременение в части собственности, когда человек просто покупает дорогую вещь, другое – общественно опасное деяние, нарушение закона, перед которым все должны быть равны. Не могу понять, почему владелец старых «Жигулей» должен получать тут преференции перед собственником нового «Мерседеса»? В этом нет ни логики, ни справедливости», — отметил он в разговоре с корреспондентом «За Рулем.РФ».
На правовые несостыковки законопроекта ЛДПР также указывает юрист, председатель московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров. По его словам, документ заводит в юридический тупик. «Кто будет платить этот штраф? Известно, что дорогими автомобилями чаще всего управляют наемные водители. С какой стати наемный шофер должен платить по тройной ставке, если машина ему не принадлежит? И наоборот, с какой стати должен платить собственник, если управлял не он? Словом, у этого законопроекта нет ни одного шанса дожить до второго чтения», — резюмировал он.
Отметим, что ЛДПР не первый раз предлагает экстравагантные решения в области автомобильного законодательства. Так, в сентябре 2012 года член фракции либеральных демократов Ярослав Нилов предложил дополнить ПДД термином «агрессивное вождение». По мнению парламентария, к таковому относится «неадекватное маневрирование», «резкое торможение» и «создание искусственных помех» другим участникам движения. Хотя законопроект в целом был встречен хорошо и получил положительные отзывы, Госдума отклонила его, сочтя термин «агрессивное вождение» слишком субъективным и противоречивым для реализации на практике.