Сочи: запретный город
Такой же вопрос я задал себе шесть с половиной лет назад, когда Сочи был выбран столицей Олимпиады. Тогда, летом 2007-го, мы с фотографом отправились на главный российский курорт (ЗР, 2007, № 8). Проехали больше 1600 км только в один конец и пришли к неутешительному выводу: город не готов встретить путешественников. Состояние трассы на всем протяжении от Москвы до Краснодара (М4) и оттуда до Сочи (М27) очень плохое; сам город «нанизан» на одну магистраль (Курортный проспект), которая вечно стоит в пробках. К горнолыжному курорту Красная Поляна ведет узкий серпантин, где с трудом разъезжаются автобусы. На всей дороге практически нет мотелей, мало мест, чтобы перекусить без риска отравиться. Для кардинального изменения ситуации нужны были огромные силы и средства. Хватило ли времени, техники и денег, чтобы за шесть с половиной лет сотворить чудо?
С тех пор я проезжал по трассам М4 и М27 много раз, смотрел, как идет их реконструкция, как появляются в Сочи современные транспортные развязки, строятся олимпийские объекты и гостиницы. И вот до Олимпиады осталось совсем ничего. В конце ноября я решил: пришло время совершить «инспекционную поездку» из Москвы в Сочи, чтобы лично проверить «дорогу на Олимпиаду» (так назывался мой материал в июне 2007 года).
К морю
Трассе М4 «Дон», честно говоря, здорово повезло. Шесть лет назад она была в основном двухполосной – не лучше и не хуже других российских трасс. А полвека назад, в начале 1960-х, бóльшая ее часть вообще представляла собой грунтовку! Сейчас от Москвы до Воронежа и чуть дальше идет современный автобан. Не меньше четырех полос, разделительные и ограждающие барьеры, развязки в двух уровнях, частично – освещение, скорость 110–130 км/ч. Красота – первые 500 км можно пролететь за пять часов. Правда, не бесплатно: на четырех участках за проезд на легковушке возьмут 190 руб. днем и чуть меньше ночью. Пока очередей перед пунктами оплаты нет, – обещают, что не появятся и впредь.
Как раз в конце ноября госкомпания «Автодор», которая управляет дорогой, ввела в эксплуатацию еще два скоростных участка. Один – обход Воронежа (492—517-й км), второй – обход поселка Тарасовский в Ростовской области (877–892-й км). Пока оба открыты для всех, но ближе к лету за комфортный проезд вокруг Воронежа тоже начнут брать плату; второй новый участок, видимо, останется бесплатным.
В общем, теперь 1020 км трассы соответствуют первой категории и званию «магистраль». Но ведь вся дорога – больше 1500 км! Увы, пока не радуют некоторые участки в Ростовской области, особенно в районе Лосева и Павловска, в Краснодарском крае дорога проходит через населенные пункты с их неизбежными «прелестями». Эти отрезки обещают сдать уже после Олимпиады – до начала 2018 года. Впрочем, по большому счету грех жаловаться – до Краснодара (1300 км) «в два руля» легко доезжаешь за один световой день (12–14 часов).
Не нравится гнать без остановки? С чем-чем, а с сервисом сегодня на «Дону» все отлично. Хватает и заправок, и мотелей, и мест, где можно вкусно и недорого поесть. А через два-три года, как обещают, через каждые 40–60 км откроются многофункциональные центры (АЗС, мотель, магазин, кафе, стоянка, мойка, сервис и т. д.). С каждой стороны дороги!
Вдоль берега
От поселка Джубга в районе Сочи и дальше к границе с Абхазией ведет дорога М27. Всего ничего – 220 км, но каких! Горный серпантин то взлетает, то спускается к самой кромке моря, то уходит в сторону, и везде – петли, петли… Будь эта дорога пустынной, доставила бы удовольствие любителю спортивной езды, но сейчас она под завязку забита грузовиками. Это единственное шоссе, соединяющее курорт с «Большой землей», и по нему непрерывно идут грузы – строительные материалы, оборудование, продукты. Еще шесть лет назад было понятно: расширить и «распрямить» его невозможно. Теоретически надо бы тянуть новую магистраль – бить туннели через горы, но это уже задача для следующих поколений. А сейчас дорогу ремонтировали, укрепляли и, где можно, делали третью, обгонную полосу. Увы, таких участков совсем мало.
Говорят, по пустой дороге местные проезжают это расстояние за четыре с половиной часа. Верится с трудом: опасно! Словом, самый проблемный участок маршрута от Москвы до Сочи так и остался долгим и пробочным, особенно если «повезет» и упрешься в колонну перегруженных КАМАЗов.
«Дембельский аккорд»
Так в армии называется работа, которую предстоит сделать старослужащему перед тем, как уволиться в запас. Такое настроение сейчас царит на многих стройках города. За два месяца до начала Олимпиады девять из десяти олимпийских транспортных объектов уже сданы, оставались только кое-какие отделочные работы. Тут, можно сказать, Сочи здорово повезло – благодаря Олимпиаде появились широкие магистрали, объездная дорога, суперсовременные развязки. Не будь соревнований, при нашей жизни ничего подобного город не получил бы. Но какой ценой это далось – отдельный разговор.
Не достроен лишь один транспортный объект – дублер Курортного проспекта; впрочем, то, что его не успеют сдать к Олимпиаде, стало ясно давно. Слишком сложным получился: проходит по горам чередой мостов, развязок и туннелей. Сдана первая очередь, а по ходу второй и третьей предстоит пробить еще 16 туннелей! Закончат трассу уже к следующему эпохальному спортивному событию – чемпионату мира по футболу.
Но в любом случае дороги в Сочи производят впечатление, особенно если вспомнить, чтó тут было раньше. Так что же, едем на Олимпиаду? Увы, не получится. Потому что на два месяца въезд в Большой Сочи закроют.
Как в столице
Собственно, нашим властям опыта не занимать: в 1980 году Москву тоже закрывали от приезжих – на всякий случай. Да и москвичам настоятельно рекомендовали уехать из города, если работа не связана с Играми. Так же решили поступить и в 2014-м. Въезд транзитного и иногороднего транспорта в Сочи ограничат с начала января до конца марта. На посту «Магри» при въезде в город будут осматривать весь транспорт, а пропускать – только с местными номерами или спецпропусками. Но проверки начнутся гораздо раньше – еще на трассе М4, задолго до того, как за окном появится море. И большинству туристов предложат даже не пытаться проехать в сторону курорта, коль нет на то уважительной причины. Наличие билета на соревнования таковой не считается.
Осенью началось строительство перехватывающей парковки на 1400 машин в Горячем Ключе, на полпути между Краснодаром и Джубгой, для тех, кто все-таки решился ехать на автомобиле. Здесь его и придется оставить: дальше – электричкой. Организаторы уверяют: поездка будет быстрой и комфортной. Грузовые автомобили, которые везут необходимые для города и Игр товары, несколько раз проверят на трассе М27 с помощью рентгеновских установок, затем притормозят также в районе поста «Магри», на специальной стоянке: въезд в Сочи для них – только ночью, чтобы не мешать празднику.
Тем, кто все-таки прорвется сюда, как и местным жителям, езда по улицам раем не покажется. Будет действовать новая схема движения: помимо ряда ограничений на въезд в некоторые секторы города вводятся специальные «олимпийские» полосы в центре и в районе спортивных объектов – для обслуживания Игр. Стоять на них обычным автомобилям запрещено, наказание – 5000 руб. плюс эвакуация транспортного средства. За любое игнорирование «олимпийской» разметки и дорожных знаков тоже штраф – 3000 руб. А парковка вдоль дорог станет на два месяца платной – от 50 до 100 руб. в час. Для местных в городе откроют перехватывающие парковки на 7000 мест – в центре города, на Бытхе, в Хосте, Мацесте, Адлере. Эти же площадки послужат на время и штрафстоянками. Так что пользуйтесь, дорогие жители Сочи и гости города, общественным транспортом – благо на маршруты Олимпиады выйдет до тысячи новых автобусов, побегут суперсовременные электрички…
И это еще не всё: по указу президента все гости, прибывающие на Олимпиаду, обязаны в течение трех дней подать документы на временную регистрацию. Требование не касается лишь спортсменов и постояльцев гостиниц – за них документы оформит администрация.
Так что, пожалуй, не поеду я в Сочи на своей машине – во всяком случае, до конца марта. Себе дороже!
Занавес на пяти кольцах
Вообще-то, ограничения въезда практикуют все города, где проходят крупные спортивные соревнования. И «олимпийские» полосы на дорогах тоже не наше изобретение. Такие были, к примеру, в олимпийском Турине; там на своей машине нельзя было въехать в зоны, где проводились те или иные турниры. Оставил авто на перехватывающей парковке, а дальше – специальным автобусом. Закрывали на время Олимпиады Пекин, но там всегда есть ограничения на въезд в город даже для местных автомобилистов, иностранцев же на автомобилях в Китае практически не встретишь.
А вот закрыть на время не просто город, а целый регион – уже наше ноу-хау. Тому есть два объяснения. Первое – безопасность: Сочи расположен на Северном Кавказе, в очень неспокойном регионе. Второе – со всей страной его связывает единственная автодорога плюс одна железнодорожная ветка. Сочи и так один из самых автомобилизированных российских городов: здесь зарегистрировано 350 000 машин; по нагрузке на транспортную систему курорт даже обогнал Москву. А если еще понаедут болельщики? Доводы справедливые, только они были хорошо известны, еще когда принималось решение о проведении Олимпиады в Сочи. Спрашивается – кого это остановило?
Ну а праздник... Праздник состоится, и все мы будем болеть за российских спортсменов. Только у телевизоров, дома. Потом, когда закончатся Игры и запрет на въезд снимут (только в конце марта), я собираюсь снова отправиться туда на машине. Праздники кончаются, а жизнь продолжается – надо обязательно посмотреть, насколько лучше стала жизнь на главном российском курорте после Олимпиады.