Страховщиков обяжут рассекретить комиссии по ОСАГО

Расходы водителей, которые могут возрасти из-за удорожания «автогражданки», отстаивают общественные организации в письме регулятору страховых финансов — Центробанку. Послание предлагает сделать публичными доходы и расходы страховых компаний (СК).

Снять гриф «секретно» с данных о деньгах ОСАГО www.zr.ru

Снять гриф «секретно» с данных о деньгах ОСАГО www.zr.ruРасходы водителей, которые могут возрасти из-за удорожания «автогражданки», отстаивают общественные организации в письме в Центробанк — регулятор страховых финансов. Послание предлагает сделать публичными доходы и расходы страховых компаний (СК).
Расходы водителей, которые могут возрасти из-за удорожания «автогражданки», отстаивают общественные организации в письме в Центробанк — регулятор страховых финансов. Послание предлагает сделать публичными доходы и расходы страховых компаний (СК).

Водители не поймут?

Как отнеслись к письму страховщики? За ответом редакция «За рулем.РФ» обратилась в Росгосстрах (компания занимает примерно половину рынка ОСАГО). Если коротко: предложение общественных организаций лишено смысла. «Мы сдаем в Центробанк РФ максимально подробную отчетность, а в аналитическую службу Российского союза автостраховщиков направляем всю первичную информацию по заключенным договорам и урегулированным убыткам. Большую прозрачность трудно представить, — заявил Дмитрий Маркаров, гендиректор Росгосстраха. — Дело и в том, что анализом этой статистики занимается крайне ограниченный круг специалистов — это очень специальная деятельность». То есть, если данные СК публиковать, общественность все равно не разберется, что означают цифры.

Лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев, один из подписантов письма в ЦБ РФ, возразил: любые цифры можно расшифровать, объяснить, что за ними кроется, а чтобы страховщики были уверены, что их правильно поймут, комментарии могут взять на себя. «В любом случае, уплатившие за страховую услугу имеют право понимать, что происходит, — считает Канаев. — В клубке отрывочных сведений действительно разобраться сложно». По словам эксперта, в минувшем году в стране состоялось около 600 тысяч (!) судов по искам к страховщикам, главным образом, из-за заниженных сумм компенсации убытков после ДТП. В 2012-м автомобилистам, по сведениям Ассоциации защиты страхователей, не доначислили в общей сложности более 30 млрд руб. Все 10 лет существования ОСАГО совокупные размеры компенсаций ущерба были в разы меньшими, чем выручка от продажи полисов, разводит руками лидер ФАР. Разница в прошлом году — около 60 млрд руб. Но и при таких доходах страховщики утверждают, что ОСАГО — бесприбыльный бизнес, а некоторые СК даже угрожают. Вице-премьер Игорь Шувалов охарактеризовал такое поведение «спланированным давлением на правительство и Госдуму», целью которого является склонить власти к увеличению тарифов на ОСАГО. Минфин уже назвал обоснования страховщиков слабыми, резюмировав, что тарифы поднимать не следует, даже если законодатели повысят, как обещают, «потолок» компенсационных выплат.

Вместе с тем складывается впечатление, что страховщики и государственные регуляторы пользуются разными исходными данными. «Вот почему мы записали в письме председателю Центробанка: публичность финансово-страховой статистики может снять вопросы о тарифах», — говорит Сергей Канаев.

Глава «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников сообщил «За рулем.РФ», что авторов письма в ЦБ уже обвинили в склонении СК к раскрытию коммерческой и даже больше — государственной тайны на том основании, что среди клиентов страховщиков есть силовые структуры, сведения о которых рассекречивать запрещено. «Но упрек этот надуманный: цифры обезличены. Да и нас интересует другое: по правилам ли страховщики расходуют средства? — говорит Тюрников. — В Законе об ОСАГО четко распределено: 10% от стоимости страховки — агентское вознаграждение компании, продавшей полис, еще 10% — прибыль СК и ее расходы на административное обслуживание страховки, 3% направляется в резервный фонд РСА. Остальные 77% должны идти на восполнение ущерба потребителю страховых услуг. Сравните: сейчас на компенсационные выплаты направляется только около половины собранных денег. Разница в денежном выражении — десятки миллиардов рублей. Если не знать нюансы, страховщиков можно назвать злостными правонарушителями, потому у автовладельцев и сложилось к ним устойчивое недоверие».

А что, если деньги распределяются иначе? По некоторым сведениям, страховые компании за каждый договор автострахования платят своим агентам премии в размере до 30% от стоимости полиса. Невольный вопрос: не слишком ли это щедро? Ведь ОСАГО — страхование именно обязательное: клиентов-водителей не приходится выискивать и уговаривать оформить договоры. Другое дело, при существующей конкуренции на страховом рынке надо умудриться перетащить как можно больше клиентов в свою СК. Но речь не о щедротах страховщиков. Если упомянутая практика премирования агентов действительно существует, то получается, доходы владельцев СК значительно ниже, чем проистекает из самых общих, публикуемых раз в году итоговых данных, и вина страхового бизнеса перед законом как минимум ниже.

Докажите!

«Вопрос стоит даже шире, — продолжает Николай Тюрников. — В западном мире сведения о расходовании страховых средств не просто открыты, но и составляют часть госстатистики. Любому государству и гражданам нужно знать, какой ущерб приносят последствия ДТП. Но далеко не только это. В нашей стране, скажем, данные о выплатах до 50 тыс. руб. показали бы, сколько водителей могло бы воспользоваться правилом европротокола (все ждут, что лимит компенсации будет поднят до этой суммы). Это дало бы понимание, насколько меньше возникало бы заторов на дорогах, если бы участники аварий разъезжались без долгого ожидания ГИБДД. Все догадываются, что именно в несколько десятков тысяч оценивается ущерб подавляющего числа ДТП. Цифровое подтверждение этих догадок, скорее всего, подтолкнуло бы ускорить увеличение лимита компенсаций по европротоколу, а вместе с тем придало бы надзорным органам принципиальности: нужно заставить СК искоренить обман и волокиту при оформлении выплат».

Страховщики настаивают: необходимо поднять тарифы на ОСАГО как минимум на 25%, называют цифру 70%, а иные предлагают увеличить стоимость полиса в четыре раза. «Эти претензии, должно быть, чем-то обоснованы, но докажите это не отдельными примерами отдельно взятых СК (среди которых чуть ли не все разорились в судах из-за исков после нечестного исчисления убытков), а общими данными динамики убытков. Уверяю, что специалисты, помогающие деятельности общественного контроля рынка страховых услуг, достаточно компетентны, чтобы разобраться в цифрах событийной статистики по ОСАГО», — заключил Николай Тюрников.

Письмо главе ЦБ РФ Эльвире Набиуллиной подписали президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, председатель совета «Союз защиты прав потребителей финансовых услуг» Игорь Костиков, президент Ассоциации защиты страхователей, гендиректор «ГлавСтрахКонтроля» Николай Тюрников, председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Подпишитесь на «За рулем» в