С платных парковок стали исчезать машины
Испачканные, заклеенные или просто снятые номера давно уже являются распространенной практикой среди столичных водителей, не желающих платить за парковку в центре Москвы. И вскоре эта уловка станет совершенно ненаказуемой. Мосгордума одобрила в первом чтении отмену санкций за стоянку с нечитаемыми регистрационными знаками. При этом штраф за неоплаченную парковку остался, вот только взыскать его с владельца «анонимной» машины не представится возможным. И исправить эту ситуацию московским властям не по силам.
Такое патовое решение Мосгордума приняла, конечно, не по доброй воле, а исполняя постановление Верховного суда РФ (ВС). Дело в том, что некоторые положения КоАП Москвы, обеспечивающие функционирование платной парковки, принимались впопыхах и на поверку оказались не соответствующими федеральному законодательству. Ранее на это обращала внимание Генпрокуратура, а довести дело до конца взялся столичный юрист Виктор Вэскер. В сентябре прошлого года коллегия по административным делам ВС признала обоснованной его жалобу в отношении столичного департамента транспорта. Суд постановил изъять из городского КоАП штраф за сокрытие номеров на стоянке (5000 руб.), а также за нарушение парковочной разметки (1500 руб.) и неправомерное использование мест для инвалидов (2500 руб.).
Последние два пункта для городских властей не так досадны — на практике они применялись редко. А вот отсутствие штрафа за скрытые или нечитаемые номера угрожает платным стоянкам настоящим хаосом. Получается, любой водитель может стать «невидимым» для парконов, просто убрав таблички в багажник. И никакой ответственности он за это не понесет.
«Мы будем работать над тем, чтобы написать новую формулировку данной статьи, — рассказал журналистам депутат Мосгордумы Александр Семенников. — Изложив ее таким образом, чтобы она не противоречила федеральному закону, с одной стороны, но, с другой стороны, предусматривала штраф за наличие нечитаемого номера на платной городской парковке».
Однако Вэскер считает заявление депутата сотрясением воздуха. «Скромнее нужно быть. Приняли дурацкий, необдуманный закон, так извинились бы, а не пальцем грозили. Чтобы делать такие заявления, господину Семенникову нужно сначала дорасти до уровня депутата Госдумы. Только они могут править федеральное законодательство, а не мосгордумовцы», — заявил юрист «За рулем.РФ».
По его словам, поводом для жалобы была вопиющая абсурдность штрафа. «Они бы головой думали, прежде чем принимать такие законы. Откуда автомобилисту знать, что происходит с автомобилем, когда он стоит на парковке? Может, номер забрызгало грязью или его украли. Почему он должен за это отвечать? Это говорит о низкой квалификации московских депутатов», — сетует Вэскер.
Проиграв суд, столичное правительство стало изыскивать другие пути для борьбы с неплательщиками. В сентябре мэр Москвы Сергей Собянин заявил об организации Московской административной дорожной инспекции (МАДИ, не путать с созвучной аббревиатурой одного из столичных вузов). Отметим, что ранее заммэра Максим Ликсутов утверждал, что никакой парковочной полиции не планируется — за всем проследят камеры. Хотя, в сущности, сотрудники МАДИ как раз исполняют функции пеших парконов: вручную очищают регистрационные знаки и выписывают штрафы. После того как Мосгордума проголосовала за отмену «номерного» штрафа, стало известно, что штат МАДИ будет расширен с 70 до 500 человек.
Однако настоящим парковочным «зайцам» они не страшны. По словам председателя Московского областного комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, «административные инспекторы» могут стереть с номера грязь или отклеить наклейку, но ничего не могут поделать с теми, кто на время стоянки номера снимает. «Как выписать штраф за неоплаченную парковку, если нельзя идентифицировать владельца машины? Разве что позвать на помощь экстрасенсов», — отметил он.
По словам эксперта, заставить заниматься этим ГИБДД не получится — нарушение правил стоянки не относится к безопасности движения. Да и эвакуировать машину не получится — это вновь будет противоречить федеральному закону, где четко прописано, в каких случаях применяется данная мера обеспечения. «Разве что сотрудники МАДИ будут караулить водителей у машин. Но это вряд ли. Получается, что за неоплату парковки при снятых номерах сегодня просто невозможно привлечь к ответственности», — заключил Дозоров.
Напомним, что пилотный проект платной парковки заработал в ноябре 2012 года, а спустя несколько месяцев он был признан успешным и рекомендован для дальнейшего внедрения. Быструю экспансию парковок сопровождали постоянные неурядицы: протесты местных жителей, неисправности оборудования и финансовые скандалы. В декабре прошлого года территория платной парковки распространилась на Садовое кольцо, а в этом году она будет точечно организована в пределах Третьего транспортного кольца.