Mercedes-Benz CLA – бензин или дизель?
Выгодно – невыгодно... На самом деле давно подсчитано, что 10–17-процентная разница в цене бензинового и дизельного легковых автомобилей, обусловленная более сложной конструкцией дизельного мотора, вряд ли окупится только благодаря лучшей экономичности последнего. Выигрыш – ну, литр-полтора (в нашем конкретном случае, например, 6,4 против 5,2 л/100 км) на фактически одинаковых машинах с современнейшими моторами, удовлетворяющими требованиям Евро-6 и Евро-5 соответственно.
А это значит, что в пересчете на расстояние фора составит около 180 000 км при теперешней российской цене на топливо или примерно вдвое меньше, если считать на западный манер. Получается, чтобы хоть как-то окупить разницу в цене с бензиновым авто, владельцу среднестатистической 2-литровой турбодизельной машины придется накручивать в год не одну сотню тысяч километров. В отечественных условиях к этому почти наверняка добавятся более частые межсервисные ТО и прочие сложности – например, установка электро- или топливных «догревателей», необходимых в холодном климате.
Тем не менее Европа уже давно выбрала именно дизель, да и у нас эти моторы становятся все популярнее. Не за горами начало продаж дизельного CLA. Вот и покупатель в прибалтийской республике, перед нами по очереди тестировавший оба седана CLA, в итоге остановился на версии CDI – подороже, хотя и более скромной по комплектации. Почему?
Голос разума
Странное это чувство, когда, наскоро окинув взглядом игриво многогранную и оттого совсем не мерседесовскую переднюю часть седана, надолго задерживаешься на плавных S-образных обводах кормы. Так и хочется воскликнуть: «Обалдеть!». А потом снова натыкаешься на универсальную, в стиле унисекс, мордочку от хэтчбека А-класса (он, собственно, и послужил основным донором для седана CLA) – и слова застревают в горле. Так настоящий ты «Мерседес» или нет?
Компактные размеры, передний привод в начальных версиях, поперечное расположение двигателя. Согласитесь, применительно к марке, символизирующей респектабельность, звучит как-то несерьезно. Потом, правда, оказавшись в уютном, исключительно кожаном интерьере бензиновой версии, про эти нестыковки надолго забываешь. Здесь очень современно и по-мерседесовски дорого. Взрослые электрорегулировки выразительного водительского кресла, кнопки памяти нескольких его положений, двухзонный климат-контроль Termotronic, камера заднего вида, закрываемая шторкой от осадков и грязи.
Класс! Претензии? В основном от задних пассажиров, которым в этом седане не удается сесть как хочется. Низкий потолок, короткая подушка, ограниченное пространство для ступней и коленей – следствие эгоистичного существования впередисидящих. Ведь если отодвинуть водительское кресло до упора, оно почти упрется в подушку дивана. А еще цена кусается: 34 368 евро (примерно 1 500 000 руб.) – сразу понятно, почему в Латвии, где мы и нашли обе версии, любой «Мерседес-Бенц CLA» – штучный товар.
Поначалу кажется, что дизельный CLA – идеальный претендент на роль абсолютного брата-близнеца бензинового (если не принимать во внимание тип двигателя и цвет). Те же стиль, кожа, размер шин, 7-ступенчатая роботизированная коробка передач (7G-DCT) – аналог фольксвагеновской DSG. Однако, присмотревшись, отмечаю: комплектация здесь беднее. Обычный кондиционер, механические регулировки водительского кресла, нет ящичков под передними сиденьями, подлокотника, биксенона.
Что же, хитрость продавца очевидна: скромность версии – способ немного сократить первоначальную разницу в цене. Ведь у голых, базовых CLA она даже существеннее, чем у представленных в итоговых комплектациях (в нашем случае 23 058 и 27 736 евро соответственно). За что же переплачивают поклонники дизеля?
Зов сердца
Когда под колесами расстилается качественный асфальт, бензиновый CLA бесподобен: напористый, уверенный разгон, мягкое качение. К ним – внятные тормоза и добротная управляемость. И все это подытоживает очень недурной вибро- и акустический комфорт. Ей-богу, даже если уж очень придираться, в этих условиях движения посетую разве на неожиданно весомое и откровенно синтетическое стабилизирующее усилие на руле да не всегда логичную работу роботизированной коробки: в самые неподходящие моменты она подвисает в поисках нужной передачи. Но стоит дороге запестреть трещинами и выбоинами, а вам – нажать газ от души, как все меняется.
Плавное и традиционно комфортное для марки перемещение в пространстве нарушает крикливый дребезг раскрученного выше 4000 об/мин бензинового мотора. Подмывает спросить: что это?! Но не успеваю, потому что масла в огонь подливают тряские и неприлично шумные на мелких неровностях подвески. Может быть, в их настройках преобладает спортивность? Наоборот: оказывается, наш вариант называется «Урбан», то есть «Город». Наверное, все это проще было бы не заметить, отнеся к особенностям CLA. Но уж больно резко меняются впечатления от породистого и недешевого автомобиля, стоит ужесточить манеру разгона, управления или попасть на даже не разбитую, а просто неухоженную дорогу.
Мы и не надеялись, что «Мерседес-Бенц CLA» с шильдиком CDI вдруг возьмет да и утрет нос своему визави плавностью хода: собратья одинаково нетерпимы как к нашим, так и к латышским колдобинам. Не интернационалисты по части подвесок, одним словом. Тем не менее позитив ощущений от дизельного авто есть, и еще какой. Оказывается, у CLA на тяжелом топливе заметно лучше шумо- и виброизоляция, причем ощущается это не только на малых и средних оборотах, которые в основном эффективно использует дизель, и не только на хорошем дорожном покрытии.
В пику бензиновой версии идеально заработала роботизированная коробка передач, непринужденно приспосабливаясь к манере управления. И никаких томных пауз в поисках нужной ступени. Удивительно, но и реакции на поворот руля у дизеля точнее и понятнее; даже тормоза CDI и те собраннее. Седан словно немного повзрослел, приобрел необходимый ездовой лоск. Чудеса, да и только!
Момент принятия решений
Итог? В бензиновом CLA нам не хватило главной мерседесовской составляющей. Того, что принято называть добротностью, фирменным комфортом. Здесь ты окружен недешевой атрибутикой, но на ее фоне сталкиваешься с тривиальностью некоторых инженерных решений. И в голове возникает рассогласование. В дизельном CLA все наоборот: ненавязчивую внутреннюю простоту с лихвой компенсируют ощущения от движения. Трансмиссия, акустический комфорт, поведение на дороге – все это у CDI на настоящей, «трехлучевой» высоте. Да и двухлитровый дизель заметно напористее своего малолитражного, пусть и более мощного, бензинового турбособрата.
Так братья они или противники в споре за симпатии потребителя? Получается, что в нынешнем тесте скорее соперники, причем с ездовым преимуществом в пользу дизеля. Момент для него во всех смыслах удачный!
Автомобили предоставлены генеральным представителем «Мерседес-Бенц» в Латвии компанией Domenikss.