Первые в Сочи: Nissan GT-R и Volkswagen Golf GTI
Ты подлетаешь на 540-сильном «Ниссане GT-R» к повороту, сбрасываешься закрепленным на рулевой колонке лепестком до второй передачи, глубоко атакуешь почти слившийся с асфальтом поребрик... и перед тобой появляется фура! Так выглядит самый масштабный проект отечественного автоспорта – автодром для Гран-при Формулы-1 в Сочи – накануне зимней Олимпиады.
Нас тут ждали – и не ждали. Руководство автодрома с удовольствием приняло предложение ЗР протестировать строящееся кольцо. Их даже два: малое будет стационарным, большое, протяженностью более 5,8 км, в октябре примет первый российский этап королевских гонок. Но в канун Олимпиады, когда до открытия оставалось чуть больше месяца, на объекте полным ходом шла подготовка к Играм. А поскольку конфигурация большого кольца захватывает транспортные пути Олимпийского парка, пришлось делить автодром с большегрузами.
Разумеется, служба охраны перекрывала на время заезда ходовые участки и к тому, что за поворотом дожидается своей очереди грузовик, мы были готовы. Потому колодки намертво впиваются в раскаленные диски «гетра», мы разворачиваемся и уходим на очередной полукруг.
Дворцовые интриги
На самом деле в случае ошибки места для вылета тут море. Конечно, не то, Черное, что рокочет в ста метрах, у берега Имеретинской бухты, а черная асфальтовая гладь будущих ловушек автодрома. Смотришь на широкие проспекты Олимпийского парка, и не сразу понимаешь: когда Гран-при приедет в Сочи, болиды будут выскакивать из-за Дворца зимнего спорта «Айсберг», обогнут площадь с факелом, уйдут за Большой ледовый дворец и снова примчатся к факелу – чтобы скрыться за конькобежным центром… Да, приглядевшись, можно увидеть серые полоски поребриков, которые обозначают траекторию. Значит, тут пилотам Формулы-1 придется штурмовать шикану, а асфальтовое поле за ней станет ловушкой для вылетевших машин.
Сейчас на трассе уложены три слоя асфальта, а потому поребрики находятся на одном уровне с полотном. Не жалко покрытие, по которому сейчас ездят самосвалы и по которому пройдут сотни тысяч людей? Нет: верхний слой технологический, перед началом Гран-при его срежут и уложат финальный, гоночный. Постойте, и такая кутерьма будет каждый раз, когда потребуется задействовать полную конфигурацию? Опять не угадали. После этапа Формулы-1 останутся на местах ограждения-гардрейлы, зоны безопасности и покрытие никто не тронет: на тех участках, которые нужны для прохода и проезда к спортивным сооружениям, постелят специальные маты, предохраняющие дорогой асфальт. По крайней мере, этот вариант рассматривается как один из перспективных.
«Гран», да не тот
Но и шероховатости временного слоя и тех секторов, которые ради нас перекрыли, достаточно, чтобы как следует нагрузить тестовые машины. «Фольксваген-Гольф GTI» – дебютант российского рынка: он построен на новой платформе MQB, оснащен 2-литровым турбомотором с отдачей 220 сил и 6-ступенчатым роботом DSG. Как жаль, что нам не досталась версия с пакетом «Перформанс»! Дело даже не в том, что ее мотор форсирован до 230 «лошадок», а в положенных ей муфте, блокирующей межколесный дифференциал, и увеличенных тормозных механизмах. Без нее «Джи-ти-ай», изрядно наклонившись в ходовом вираже, начинает проскальзывать внутренним колесом и мягко уходит на больший радиус. Электронная имитация блокировки XDS задействует тормозные механизмы, и после нескольких прострелов от колодок уже тянет паленым.
Да, в обычных режимах это комфортный автомобиль, который лишь намекает на спорт звучным выхлопом на малых оборотах, а с нажатием на подвесную педаль газа способен умчать вас от большинства соседей по светофору. И при этом остается на удивление экономичным! Но на треке, кроме правильности реакций и нейтральности настройки шасси, ему нечем удивлять. В этом году обязательно соберем тест новинок в классе хот-хэтчей – и постараемся раздобыть «Гольф GTI» с пакетом «Перформанс».
Силовое решение
А «Ниссан GT-R» поколения R35 год от года становится все мощнее, рафинированнее и обрастает новыми модификациями. На минувшем автосалоне в Токио представили рекордную версию «Нисмо» – этому 600-сильному суперкару «Северная петля» «Нюрбургринга» покорилась за 7 минут 8,679 секунды! Но и обычный GT-R до сих пор остается самым быстрым серийным автомобилем в истории наших замеров на «Смоленском кольце». Что он покажет в Сочи? Без хронометража, без филигранного маневрирования между поребриками, указывающими направление будущего медленного поворота, «гетр» снова дарит яркую гамму ощущений.
С каждой новой атакой едешь все смелее и напористее – мощь 3,8-литрового битурбомотора не пугает, а позволяет вытягивать суперкар из критических ситуаций. Разгрузка в вираже, прыжок на бетонной елочке – «Ниссан» скользит всеми четырьмя ведущими, обутыми в цепкие шины «Мишлен-Пилот Супер Спорт», и с мощным ускорением вылетает из поворота навстречу ждущей фуре. Короткое движение рулем, чтобы сбить занос, возникший при торможении на дуге, и ухожу на очередной полукруг.
Вряд ли владельцы «Гольфа GTI» смогут атаковать эти же повороты, – когда автодром достроят, для трек- дней будет постоянно открыто малое кольцо. А вот «Ниссан GT-R» в гоночном исполнении GT3, возможно, проедет и полную конфигурацию. Ведь после Гран-при организаторы планируют использовать ее и для других соревнований, международных и российских.
Рекорды будут!
А мы надеемся попасть на сочинский автодром еще раз, когда с большого кольца уедут самосвалы, окончательно оформятся зоны безопасности и трасса обрастет заграждениями. Возьмем самые мощные суперкары или гоночные болиды – и махнем на спортивный курорт! За три месяца до Гран-при будут проводить тестовые соревнования, чтобы убедиться в окончательной готовности автодрома. Наверняка еще до этого развернется своеобразное состязание: кто из автомобильных изданий первым установит рекорд круга? Болейте за наших!
Держим марку
Для теста мы неспроста выбрали именно «Ниссан GT-R» и «Фольксваген-Гольф GTI». И не только потому, что первый – суперкар, которому вполне комфортно на скоростном автодроме, а второй отлично подойдет для трек-дней на стационарном кольце сочинского трека. Не будем забывать, что японский автомобиль существует в спецификации «Нисмо GT3» и участвует в марафонских гонках, – может статься, помимо Гран-при Формулы-1 к нам приедет и кузовной чемпионат.
А бренд «Фольксваген» теперь уже неотделим от зимней Олимпиады – фирма выступает партнером Игр. Порой казалось, что в сочинских пробках тебя окружают одни «фольксвагены» с логотипом Sochi 2014! А для приверженцев марки даже выпустили спецсерию «Сочи Эдишн» – в эксклюзивном исполнении доступны седаны «Поло» и «Джетта» и кроссовер «Тигуан».
Как по маслу
Выбор партнера нашего теста тоже неслучаен. Масло G-Energy Racing, которое производит компания «Газпромнефть-СМ», с большим успехом прошло многократные испытания на таких сложнейших трассах мира, как «Дакар», «Шелковый путь» и Ралли Марокко. Автоспорт – уникальная площадка для демонстрации преимуществ моторных масел. Именно здесь, когда все детали двигателя работают на пределе, можно оценить высокое качество смазочного материала. Кроме того, партнерство с профессиональными гоночными командами позволяет разрабатывать, испытывать и совершенствовать рецептуры масел.
Характеристики автодрома
Площадь участка для строительства трека и его инфраструктуры составляет 38,5 га. Однако большой круг занимает свыше 120 га, охватывая олимпийские объекты и простираясь от гор до побережья.
Гоночная дистанция трассы «Формула Сочи» – 5853,7 м, она одна из самых длинных в Формуле-1.
Ширина трассы – от 13 м в самой узкой части до 15 м на прямом участке старта/финиша.
Особенность трассы, закрученной по часовой стрелке и состоящей из двенадцати правых и шести левых поворотов, – эффективное сочетание скоростных и техничных участков. Максимальную скорость 320 км/ч болиды Формулы-1 смогут развить на 650-метровой прямой между первым и вторым поворотами. Средняя скорость прохождения круга составит 215 км/ч.
В комбинации девятого и десятого поворотов болиды Формулы-1 будут набирать до 314 км/ч, а далее сбрасывать до 109, испытывая высокие тормозные перегрузки.
Трасса, совмещенная с улично-дорожной сетью Имеретинской низменности, составлена из двух кругов. Большой круг планируется использовать только для проведения Гран-при России Формулы-1. Малый круг будет принимать автоспортивные мероприятия в течение года, благо климат Черноморского побережья это позволяет.
Олег ЗАБАРА, промоутер Гран-при России Формулы-1
Можно было сделать городскую трассу, как в Монако или Макао. Но было решено вписать ее в инфраструктуру Олимпийского парка: это избавит от необходимости перекрывать улицы на время этапа. Такое решение дало нам стационарное малое кольцо, и сейчас мы активно работаем над тем, чтобы оно функционировало весь год. Аудитория? Соревнования разного уровня, трек-дни, школы водительского мастерства. Представьте: курортнику, уставшему валяться на пляже, предложат за доступные деньги прохватить на «Феррари» по треку – кто откажется!
Мы уверены, что Гран-при России, который состоится 10–12 октября 2014 года, станет первым, но не единственным этапом в истории страны. Сейчас обсуждаем возможные даты уже на следующий, 2015 год. А продажа билетов на ближайший Гран-при начнется 4 марта. Основной канал реализации – наш интернет-сайт, который заработает в феврале.
Олег ПЕТРИКОВ, мастер спорта, тест-пилот ЗР, директор автодрома «Смоленское кольцо»
Жаль, что не удалось прохватить по новому автодрому в боевом режиме. Однако, наложив ездовые впечатления от тех участков, где мы смогли поездить, на увиденную конфигурацию, могу сказать: трасса очень скоростная, гонка будет выигрываться мотором и аэродинамикой. Мест для обгонов не так уж много, условия чем-то напоминают трек в Абу-Даби. Несмотря на усилия организаторов уйти от «временного» формата, большой круг для Гран-при Формулы-1 все-таки вызывает ассоциации с городскими этапами: зоны вылета относительно небольшие, трасса будет опоясана гардрейлами близко к полотну.
Как и все фанаты автоспорта, жду российский этап, – надеюсь, удовольствие получат и пилоты, и зрители.
Про машины в доступных нам условиях много не скажешь. «Гольф GTI» – типичный «Фольксваген», которых мы протестировали немало. Характерные черты: неотключаемая стабилизация, мягкие реакции, хороший баланс шасси. «Ниссан GT-R» прежде всего сражает динамикой: в заявленный разгон до сотни за 2,7 секунды – верю! Под стать и тормозная динамика, а вот настройки шасси и полного привода специфические: в небыстрых поворотах первая реакция – снос передней оси. Зато в быстрых дугах GT-R очень стабилен.