Corvette Stingray: тачка G
Истеричная сирена перекричала «Лед Зеппелин», разрывающий дюжину динамиков аудиосистемы «Боуз», в зеркале заморгали красно-синие стробоскопы. Неужто по мою душу? Принимаю вправо и останавливаюсь, судорожно вспоминая, как себя вести в такой ситуации: из салона не выходить, руки на руле. Но я ничего не нарушал! Слева вырастает фигура, подпоясанная кобурой, дубинкой, наручниками и рацией.
– Сержант Стенли, полиция Лос-Анджелеса. Документы, пожалуйста. Почему так медленно едете?
– Простите?..
– Ограничение на этой федеральной трассе 55 миль в час, вы ползете тридцать пять.
– Но я не тороплюсь, слушаю музыку…
– Здесь не концертный зал, а общественная дорога. Вы тормозите трафик. Уважайте других водителей. Счастливого пути... Кстати, классная тачка!
Фабрика грез
Ошарашенный, поднимаю стекло и отчаливаю. Быстрее? Что же, я не против! Ведь сегодня в моем распоряжении новейший, самый мощный за всю историю «Корвет» седьмого поколения, образца 2014 года. Заднеприводный спорткар, под капотом которого притаилась 6,2-литровая «восьмерка» мощностью 343 кВт/466 л.с. с моментом 630 Н·м. Это бóльшая удельная мощность (масса «Корвета» всего 1539 кг), чем у «Порше-911» или «Ауди-R8», а ведь они заметно дороже! Все как положено: легендарный двигатель Small Block, машина вновь после 37-летнего перерыва зовется «Стингрей».
«Это одно из имен, вызывающих благоговение, – говорит вице-президент «Джи-Эм» по дизайну Эд Вельбурн. – Мы сознавали, что не сможем использовать имя «Стингрей», если автомобиль не будет достоин наследия».
Что же, по части визуального воздействия на массы он силен! Играет мышцами покатых боков с бумерангами воздухозаборников на передних крыльях, дерзко сверлит взглядом дневных ходовых огней с матовыми светодиодами и ксеноном из-под хитро изогнутого, приплюснутого капота. Анфас он действительно напоминает ската (англ. stingray – скат)! В тот день вслед задним фонарям с отраженным светом диодов и «катюше» выхлопных труб свернули шею множество зевак.
«Корвет» продолжает удивлять и салоном. Чтобы выбраться из объятий развернутого ко мне кокпита, нужно нажать кнопку – дверь «отстегнется», останется лишь распахнуть ее. А к чему подрулевые лепестки автомобилю с механической коробкой? Оказывается, они задействуют функцию отслеживания оборотов (Active Rev Matching), которая перегазовывает каждый раз, когда вы переходите на пониженную передачу.
Интерьер? Он пленит ярким дизайном, классной выделкой кожи, натуральным углепластиком и алюминием, безупречным сопряжением деталей и тактильными ощущениями – и вновь «Корвет» ассоциируется у меня с лучшими немецкими марками. Да и эргономика на зависть.
На выбор два типа кресел: я восседаю в том, что зовется GT, и чувствую себя защищенным от грядущих боковых ускорений (обещаны аж до 1g!). Сиденья «компетишн спорт» с увеличенными валиками боковой поддержки призваны держать водителя уже на спортивных трассах, коих, увы, в моей программе нет. Перед глазами полностью цифровой приборный щиток: он не только эффектно нарисован, но и не боится солнечного света, оставаясь прекрасно читаемым даже под прямыми лучами. Центральный, также 8-дюймовый монитор в составе мультимедийного комплекса MyLink с отменным откликом – один из самых ярких в отрасли и понимает команды, отдаваемые жестами (не стоит показывать ему тот, о котором вы сейчас подумали!). Дисплей сдвигается вниз, открывая нишу, в которую удобно прятать, например, телефон, благо здесь предусмотрен и USB-разъем.
А что это за кругляш на консоли? Переключатель пяти режимов движения («драйвер моуд селектор») дает возможность настраивать автомобиль по своему вкусу. Что же, попробуем все это собрание высоких технологий в деле, тем более что дорога забирает в горы, а единственное ограничение – плакат с почти фантастической надписью: Speed limit enforced by aircraft, то есть «Ведется контроль скорости с воздуха»…
Голливудские холмы
Стартую с режима Eco, сейчас реакция на акселератор притуплена. Трогаться на «Корвете» с «механикой» непросто: педали тугие. В момент смыкания дисков буквально ощущаешь левой ногой вибрации. Впрочем, тяги столько, что можно трогаться хоть со второй. Удивительно, насколько короткоходен рычаг и хороша избирательность 7-ступенчатой коробки – с учетом тросового привода и расположения (ради идеальной развесовки 50:50 она стоит за задней осью). Привыкаю к 4,5-метровому купе быстро – никакого ущемления по части обзорности или чувства габаритов. Да и радиус разворота чуть более 5,5 м плюс камера заднего вида придают уверенности в любой ситуации.
На дисплее средний расход 12 л/100 км – весьма достойный показатель, по крайней мере лучший среди всех «корветов». Неудивительно: сейчас в двигателе отключена половина цилиндров. К черту экономичность – время жечь топливо и резину! Ненадолго включаю положение Tour – оно активно по умолчанию после пуска мотора, в нем «Корвет» комфортен даже на дорогах с неровным асфальтом. Скорее в Sport! Моментально нарастает усилие на руле, и без того собранном (2,54 оборота до упора), поджимается подвеска «магнетик райд контрол», легче дышит двигатель.
Активная система управления выпуском изменяет настройки клапанов в тракте для увеличения его пропускной способности и, конечно, силы звука. А ведь есть еще по-настоящему грохочущее выхлопными трубами положение Track: оно разрешает отключить всю стабилизирующую электронику. Чтобы стартовать не только максимально эффектно, но и эффективно, в Sport и Track имеется функция лаунч-контроля, препятствующая заносу. Пробую: газ в пол – и купе швыряет меня вперед с адской силой. Не сомневаюсь, что разрешенные 100 км/ч достигнуты спустя обещанные 4,2 секунды!
Перестроился на боевой лад и дифференциал повышенного трения с интеллектуальным электронным управлением (eLSD). Муфта с гидравлическим приводом бесступенчато изменяет за доли секунды степень блокировки дифференциала – от свободного до полностью заблокированного.
И «Корвет» рвет в клочья каждый новый зигзаг серпантина, даже не думая пискнуть задними 20-дюймовыми шинами и то и дело упираясь в тихоходов, которые спешат спрятаться в благоразумно устроенных для обгонов карманах. К узкой горной змейке машина липнет, как фанатка Джорджа Клуни к своему кумиру. Кстати, в гараже кинозвезды тоже есть «Корвет», правда, образца 1959-го. С тех пор утекло немало кока-колы, но он все тот же: пусть не идеальный – в данном случае грешит вибрациями на холостом ходу и своенравностью при троганье, – зато настоящий, живой! Быть может, он не поставит рекорд на «Северной петле» Нюрбургринга, зато мало кто пользуется таким успехом в Голливуде.
Есть в Лос-Анджелесе парк развлечений телевизионной студии «Юниверсал». Будете пролетать мимо – загляните к Симпсонам. Симулятор на основе известного мультфильма вкалывает в кровь изрядную дозу адреналина: хотя мозг осознает, что я мчу по нарисованному миру и падаю с игрушечных американских горок, но вестибулярному аппарату, черт возьми, страшно! И никакого 3D. Вот и «Корвет»: временами грубоватый и не столь вышколенный, как лучшие представители немецкой школы, но до чего обаятелен! А главное – как и после Симпсонов, из него вылезаешь со счастливой улыбкой на лице.
- Приборный щиток меняется в зависимости от настройки авто: в режимах Tour, Eco и Weather на нем данные аудиосистемы и навигации, в Sport – легко читаемые шкалы, в Track – гоночные приборы со счетчиком времени прохождения круга.
- Встроенная навигация, конечно, есть, но говорит на английском, французском да испанском. Вряд ли те десять машин, которые приедут к нам, обучат русскому.
- Переключатель режимов движения Eco, Tour, Weather, Sport и Track изменяет настройки 11 систем автомобиля.
- Семиступенчатая «механика» в сочетании с двухдисковым сцеплением и двухмассовым маховиком обеспечивает завидную четкость и быстродействие.
От Эйзенхауэра до Обамы
1953–1962
В январе 2013 года исполнилось 60 лет со дня выпуска первого «Корвета». Модель представили на выставке General Motors Motorama в Нью-Йорке. «Корвет» стал первым серийным автомобилем с кузовом из фибергласа. С 1962 по 1964 год автомобиль приводился в движение рядным шестицилиндровым 150-сильным мотором с тремя карбюраторами «Картер» (Carter), получившим название «Блю Флейм» (Blue Flame). Вскоре дебютировал культовый V8 по имени «Смолл Блок» (Small Block), выдававший уже 283 л.с.
1963–1967
Второе поколение, вышедшее под именем «Стинг Рей» (Sting Ray), заметно компактнее предшественника. Тогда появились прячущиеся фары, слывшие визитной карточкой модели еще 41 год, и характерное раздвоенное заднее стекло, по которому купе узнавали без ошибки. Мощность подросла до 360, а затем и до 375 л.с. В 1965-м список технических новшеств, в котором уже числились электронное зажигание и независимая задняя подвеска, пополнили впрыск топлива, кондиционер, телескопическая рулевая колонка.
1968–1982
Имя модели стали писать слитно – «Стингрей» (Stingray). В третьем поколении шасси и двигатели практически не претерпели изменений, за исключением появления полностью алюминиевого мотора ZL1 (430 л.с.) в 1969 году. Кузов «Корвету» скроили абсолютно новый, тогда дебютировала и съемная крыша. С 1973 года применяли панели из формованных листовых материалов, использовали меньше традиционного фибергласа и больше облегченного пластика – это предотвращало появление трещин. На 1979 год пришелся пик популярности модели. 58 307 машин, проданных в 1979-м, остаются рекордом продаж «Корветов» за год.
1983–1996
Старт «Корвета» № 4 затянулся: в течение первого года его выпуска построили лишь 43 прототипа; сейчас остался только один из них, он выставлен в Национальном музее «Корвета» в Боулинг-Грине (Кентукки). Нововведения включали жидкокристаллические приборы и полностью алюминиевую подвеску. На машину ставили уникальную механическую трансмиссию «Даг Нэш 4 + 3» (Doug Nash 4 + 3) с овердрайвом на трех высших передачах.
1997–2004
Пятое поколение разрабатывали с оглядкой на набирающих силу японских конкурентов и предложили абсолютно новый, полностью алюминиевый двигатель «Смолл Блок» мощностью 345 л.с. В кузове использовали панели, полученные листовым формованием, а также рекордно много пластика; секции пола изготавливали из слоистых сэндвич-панелей. Все это наряду с коэффициентом лобового сопротивления Сх = 29 и удачными настройками мотора позволяло выйти на расход топлива 8,4 л/100 км.
2005–2013
В шестом «Корвете» впервые с 1962 года отказались от подъемных фар, но он сохранил переднемоторную компоновку с задним расположением трансмиссии от пятого поколения и стал меньше: по слухам, в «Дженерал моторс» планировали активно продвигать модель в Европе (этому не суждено было сбыться). Кузов производили по самым передовым технологиям: алюминиевую раму сваривали лазером в инертной среде, скрепляли самозапрессовывающимися заклепками. Шестой «Корвет» даже в стандартном исполнении снаряжали 6,2-литровым двигателем в 430 сил, который выводил № 6 в лидеры по мощности среди предшественников. Машину сняли с производства в феврале 2013 года, чтобы запустить в серию «Стингрей»-2014, изначально создававшийся как модель 2011 года.
ПЛЮС: Если бы «Корвет» родился человеком, про него говорили бы: с бензином в крови.
МИНУС: Квота для России в 2014-м – 10 штук! Впрочем, для будущих владельцев это скорее плюс.