По следам московского автопрома: от «Бромлей» до «Москвича»

Не все теперь помнят, что в столице за ее долгую историю помимо двух больших и известных заводов – АМО ЗИЛ и «Москвич» – работало примерно полтора десятка предприятий небольших, но тоже сделавших свой вклад в автомобильную жизнь города. Москва автомобильная – целый мир, заслуживающий отдельного исторического исследования. Ну а мы пройдем лишь по нескольким местам (указаны современные адреса), вспомним лишь часть московских предприятий – хорошо и не очень известных.

«ОБЩЕСТВО МЕХАНИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ БРАТЬЕВ БРОМЛЕЙ»

Малая Калужская улица, 15

Товарищество братьев Бромлей основано в Замоскворечье еще в 1857 году. В 1864-м начали строить новый завод на Малой Калужской. В начале ХХ века он производил самые разные изделия, в том числе станки, паровые машины, нефтяные и керосиновые двигатели.

Примерно в 1901–1903 гг. на заводе сделали несколько автомобилей – копии французского «Даррака» с двигателями 3–6 л.с. На одной из машин ездил совладелец завода Э.Н. Бромлей.

В 1918-м предприятие национализировали, с 1922-го оно называлось «Красный пролетарий» (с 1951-го получило имя одного из руководителей отрасли Ефремова) и стало одним из крупнейших в станкостроении. Ныне часть зданий заводского квартала, как водится, занимают офисы. Иные корпуса в разрухе.

«АРЕМКУЗ»

Кожевническая улица, 18

Автокузовные и обозные мастерские, созданные в 1927 году, ремонтировали, а затем изготавливали кузова для автобусов «Лейланд», а позднее и советских машин.

В 1930-х «Аремкуз» не только участвовал в разработке автобусов ЗИС, но и производил их больше, нежели сам Завод имени Сталина. Опытную городскую машину с обтекаемым кузовом «Аремкуз» построил даже чуть раньше ЗИСа. В единичных экземплярах выпускали самые разные машины, в том числе открытые автобусы. После войны «Аремкуз» строил автобусы АКЗ на шасси ЗИС: их изготовили более трехсот. Делали и фургоны из предвоенных ЗИС-101А. Позднее монтировали спецкузова на шасси ЗИЛ и ГАЗ. В 1960-х вновь ремонтировали автомобили.

К производству пытались вернуться уже в конце 1990-х: «Аремкуз-3247» представлял собой микроавтобус, сделанный из «Газели»-фургона. Завод закрыли в 2000-х, корпуса его понемногу разрушаются.

МОСКОВСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭКИПАЖЕЙ И АВТОМОБИЛЕЙ «П. ИЛЬИН»

Краснопролетарская улица, 2/4

Экипажная фабрика Ильина основана еще в 1805 году. В начале ХХ века завод Петра Петровича, внука основателя фирмы, преобразованный в акционерное общество и переехавший в новое здание на углу Пименовской улицы (теперь Краснопролетарская), строил кузова на импортных шасси, в частности «Ля Бюир» и «Панар-Левассор». Сделали также несколько десятков маленьких открытых «олдсмобилей».

В 1911–1912 гг. на заводе собирали автомобили из французских комплектов. На решетках радиаторов машин значилось: «Руссо-Бюир». Одна из таких участвовала в первом российском испытательном пробеге военного ведомства в 1912 году. Во время первой мировой завод ремонтировал британские авиационные моторы «Санбим», строил самолеты. С 1918-го здесь ремонтировали автомобили и моторы. Бывший владелец П.П. Ильин до 1924 года оставался директором предприятия.

С 1927 по 1931 год Государственный автозавод № 4 (ГАЗ № 4) «Спартак» выпустил 369 автомобилей НАМИ-1. Затем числился филиалом АМО, позднее стал заводом № 119 Глававиапрома имени Г.К. Маленкова. Во время войны его эвакуировали в Горький, где под именем «Гидромаш» он существует и поныне. А в Москве на этих площадях работал «Тизприбор». Сейчас на месте фабрики Ильина новое офисное здание.

ТУШИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД

Улица Свободы, 35

С 1932 года предприятие работало на авиацию, а потом и на космос. После войны здесь делали кузова автобусов ЗИС-154, а затем выпускали троллейбусы МТБ-82. В 1950-м их производство передали в город Энгельс, на завод имени Урицкого (ЗИУ).

Вторично ТМЗ занялся пассажирским транспортом во второй половине 1990-х. В Тушине собирали «Икарусы», потом дособирали ЛиАЗы. Такие машины есть в программе завода и сегодня. ТМЗ отметился и легковыми автомобилями. В 1996-м СП «Москэб» на территории завода собрало небольшую партию британских такси «Метрокэб» с 75-сильным 2,5-литровым мотором.

«АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ДУКС», Ю.А. Меллер»

Триумфальная площадь, 4/3

Именно на месте концертного зала имени Чайковского стояло здание, где Ю.А. Меллер начал выпуск велосипедов британской конструкции BSА, вскоре получивших имя «Дукс» («Вождь»). Там же в 1900-м собрали первые автомобили – копии французских «Де Дион-Бутон».

В мае 1901-го фирма переехала за Тверскую Заставу. С 1907-го это была 2-я улица Тверского Поля, потом – Чоколов переулок, а с 1935-го – улица Правды. Здесь делали паромобили по американским образцам, автомобили типа «Де Дион-Бутон» и «Панар-Левассор», копии американских «олдсмобилей» по имени «Дуксомобиль», грузовики и даже электрические и бензиновые омнибусы. Всего изготовили около 400 машин. Но после 1909 года фирма ориентировалась на авиацию.

С 1919-го завод именовался ГАЗ № 1 (Государственный авиационный завод). Предприятие существует до сих пор, и недавно ему вернули имя «Дукс».

СОКОЛЬНИЧЕСКИЙ ВАГОНОРЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (СВАРЗ)

Улица Матросская Тишина, 15/17

С 1905 года здесь работали ремонтные трамвайные мастерские, с 1922-го делали вагоны для московских трамваев.

Именно здесь в 1933-м собрали первые советские троллейбусы ЛК (Лазарь Каганович) на ярославских шасси. Электрическую часть изготовил завод «Динамо». С 1955-го СВАРЗ делал богато отделанные выставочные, работавшие на ВСХВ (потом – ВДНХ, ныне – ВВЦ) троллейбусы ТБЭС-ВСХВ, экскурсионные машины на их основе, а затем упрощенные городские. До 1964 года произвели более 500 машин. СВАРЗ же с 1959 до 1967 года изготавливал первые в СССР сочлененные троллейбусы ТС-1 и ТС-2. Позднее занимался ремонтом.

К производству вернулся в 1990-х, когда построили семь сочлененных автобусов СВАРЗ-6240 на основе ЛиАЗ-5256. Сейчас завод помимо ремонта предлагает низкопольные троллейбусы СВАРЗ-6235.

АМО ЗИЛ

Автозаводская улица, 23

Флагман и гордость советского автопрома рождением обязан братьям Рябушинским и Кузнецову, начавшим в 1916-м строительство завода для лицензионного производства грузовых и легковых «фиатов». До революции собрали небольшое количество «Фиат-15 Тер», который после налаживания производства всех комплектующих в СССР стал с 1924 года первым крупносерийным советским автомобилем – АМО-Ф 15.

Гигант, носивший после реконструкции в 1931-м название Завод имени Сталина (ЗИС), с 1956-го – ЗИЛ, с 1993-го – АМО ЗИЛ, делал грузовики и автобусы, правительственные лимузины и даже гоночные автомобили. За всю историю ЗИЛ выпустил около 8 млн грузовиков, примерно 39 тыс. автобусов и 12 тыс. легковых автомобилей.

Сейчас завод фактически ничего не производит, а власти рассматривают всевозможные проекты освоения его огромной территории.

ГКНПЦ ИМ. ХРУНИЧЕВА

Новозаводская улица, 18

Знаменитый ныне космический завод в Филях возник в 1916 году на основе оборудования, вывезенного с Русско- Балтийского вагонного завода в Риге. После 1917-го завод, именованный БТАЗ-1 (аббревиатура от «бронетанковый авторемонтный»), вошел в объединение «Промбронь» и попытался наладить производство дореволюционных, немного модернизированных «Руссо-Балтов» серии С. В 1922-м здесь собрали два первых образца. Остальные комплекты деталей передали на Преображенку, в БТАЗ-2 (теперь НИИДАР), где из них сделали пару десятков машин.

«МОСКВИЧ» (КИМ, ЗМА, МЗМА, АЗЛК)

Волгоградский проспект, 42

Первые в СССР массовые легковые автомобили еще из американских деталей – «Форд-А» начали собирать именно здесь, на заводе имени КИМ, в 1930 году. С 1933-го предприятие стало филиалом ГАЗа и до 1939 года выпускало полуторки ГАЗ-АА (ММ). В 1940–1941 гг. выпустили несколько сотен малолитражек КИМ-10.

Осенью 1941-го оборудование вывезли на Урал. В Москве создали ремонтный завод № 39, который после войны и преобразовали в Завод малолитражных автомобилей (ЗМА). В 1947-м развернули производство «Москвича-400» – копии немецкого «Опеля-Кадет». С тех пор и до начала 2000-х завод произвел более 5 млн автомобилей. «Москвичи» сыграли огромную роль в автомобилизации страны, в развитии советского спорта, в былые времена неплохо продавались за рубежом.

В 2010-м АО «Москвич» (с 1992 года) ликвидировано. Старая территория в запустении. На части новой работает завод «Автофрамос», производящий автомобили «Рено». Ну хоть так.

МОСКОВСКИЙ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ЗАВОД (МТрЗ)

Большая Новодмитровская улица, 28

В 1944 году в помещении бывшего таксопарка организовали ремонт троллейбусов. В 1948-м стали изготавливать цельнометаллические кузова, аналогичные тушинским МТБ-82Б. Их ставили на отремонтированные ярославские шасси. В 1958-м на МТрЗ изготовили единственный, первый в стране электробус, который некоторое время работал в аэропорту Внуково. С 1988 года ремонтный завод вновь вернулся к производству троллейбусов – cначала на основе кузова «Икарус», а затем ЛиАЗ. Сейчас завод рекламирует целую гамму низкопольных троллейбусов.

ВТОРОЙ АВТОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД (ВАРЗ)

Улица Большая Ордынка, 40

На месте Ордынского автобусного парка, появившегося в Замоскворечье в 1926-м, открыли позднее ремонтные мастерские. После войны здесь капитально ремонтировали «Победы» и «Волги». Из ворот ВАРЗа выходили «Волги»-такси с оранжевой крышей, в народе нареченные «красными шапочками». Кстати, ВАРЗ ставил на эти автомобили свои заводские таблички.

В 1950–1960-е завод на Ордынке серийно делал пикапы из «Побед» и «Волг». В 1970-е годы предприятие перевели в Медведково. На его месте теперь офисные и жилые здания.

Подпишитесь на «За рулем» в