«Кортеж» олимпийского масштаба
Об ассигновании конкретной суммы на проект «Кортеж» уведомил официальный интернет-портал правовой информации. «Средства выделяются на реализацию пилотного проекта по разработке и постановке на производство автомобилей на базе единой модульной платформы…», говорится в документе. По данным агентства «Прайм», на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки будет затрачено 2,893 млрд рублей, оставшиеся 717 млн рублей пойдут на создание конкретных производственных объектов.
Как ранее стало известно, производство будет разделено на два сектора: микроавтобус, внедорожник и лимузин – непосредственно для президентского кортежа; кроссовер вместе с люксовым седаном – для массового частного покупателя. Разработка машин для администрации президента возложена на Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Гражданские же версии, на модульной платформе «Кортежа», разработает фирма «Маруся Моторс».
Есть ли у этих машин будущее? С этим вопросом мы обратились к исполнительному директору Объединения автопроизводителей России (ОАР). «Есть будущее, особенно если президент скажет – всем будет интересно. Шучу! Но если серьезно, то можно вспомнить, что еще в 90-х годах на ЗИЛах ездили чиновники, даже у Патриарха Алексия II был зиловский лимузин», — рассказал корреспонденту «За рулем.РФ» Игорь Коровкин.
Идея о предоставлении чиновникам «персоналок» вообще абсурдна, считает лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. «Почему, скажите, налогоплательщики должны оплачивать чиновникам автомобили? Исключение – это только выборные должности, мэры, депутаты и прочие, а также особо охраняемые фигуры – всего около 10-15 человек в государстве, — критикует правозащитник. – Остальные, как нам пропагандируют, пусть поддерживают развитие общественного транспорта или покупают за свой счет автомобиль, как простые граждане».
Вопрос вызывает и сумма инвестиций. Проект гибридной линейки «ё-мобиль» Михаила Прохорова по самым скромным подсчетам на данный момент потребовал инвестиций в 250 млн евро. Но и этой суммы в итоге не хватает на полную инженерную и инфраструктурную реализацию задумки. А более статусный и не менее трудоемкий «Кортеж» в пересчете на евро должен обойтись всего в 74,8 млн. То есть в три с лишним раза дешевле. Интересно, что ранее на совещании в НАМИ озвучивалась более весомая сумма — 12 млрд рублей (248,6 млн евро).
Как бы то ни было, если удастся реализовать эту идею, то цена машин «Кортежа», в том числе гражданских, будет довольно высокой. «Но тот же Citroen DS Шарля Де Голя был очень дорогим автомобилем. А как вы хотите? — напоминает Коровкин. — Однако такого рода машины могут привлекать как раз своей экзотикой. Ведь вы посмотрите, на Женевском автосалоне регулярно появляются автомобили, рассчитанные на шейхов, нефтяных миллионеров и прочих состоятельных людей».
В этом проекте много имиджевых аспектов, убежден аналитик агентства «Автостат» Сергей Удалов. «Наверное, в какой-то мере «Кортеж» можно поставить в один ряд с проектами типа Олимпиады и чемпионата мира по футболу. В то же время не нужно забывать, что помимо пиара в этих мероприятиях Россия попутно развивает регионы, спорт, туризм, инфраструктуру городов. Так и «Кортеж» тащит за собой инвестиции в разработку компонентов, материалов отделки, моторостроение и еще много чего», — напоминает Удалов.
По мнению аналитика, скорее всего, для реализации проекта будет проведен тендер. «Сейчас проще всего организовать конкурс среди ведущих автокомпаний. Победитель помимо технологий и лицензий предложит сопутствующее сопровождение проекта», — убежден эксперт.
По мнению Похмелкина, итоговый ценник «Кортежа» увеличится, как и в случае с Олимпиадой в Сочи. «К сожалению, в нашей стране реальная реализация подобных инициатив всегда держится на коррупционной смазке. Такого рода примеров сколько угодно. Не исключено, что скоро последуют очередные инвестиции из бюджета в это дело», — полагает собеседник.