ГИБДД сэкономит на пешеходах
Более 4 тысяч человек попали под колеса автомобилей в 2013 году, 500 из них погибли, остальные получили травмы. Эти цифры из года в год почти не меняются. Между тем классическая схема аварии с пешеходом давно известна. Водитель крайнего ряда останавливается, чтобы пропустить людей, и вслед за ним начинает тормозить весь ряд. А водитель соседнего ряда, напротив, ускоряется. Пешеходов ему не видно за машинами, и он думает, что там произошло ДТП или соседний ряд уперся в пробку и сейчас начнет массово перестраиваться. В итоге пешеходы оказываются сбитыми.
Проект поправок в ПДД, размещенный на едином портале правовой информации, призван, наконец, «поломать» эту схему. Для этого он вводит новую норму: если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, все остальные водители, движущиеся в том же направлении, должны поступить аналогично. Чтобы продолжить движение, водителям необходимо убедиться в отсутствии пешеходов.
В пояснительной записке к документу подчеркивается, что простое правило позволит сократить количество аварий вообще без расхода бюджетных средств. Однако лидер Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев видит в этом «отписку» от реальной работы по обеспечению безопасности движения.
«Очевидно, что это останется на бумаге, – заявил он корреспонденту «За рулем.РФ». – Никто не будет останавливаться, зато у инспекторов появится лишняя «дубинка» против автомобилистов. Мы уже давно предлагали оборудовать пешеходные переходы камерами. Да, это потребует расхода бюджетных средств. Но это единственная возможность сделать переходы безопасными».
Камеры, установленные как знаки железнодорожного переезда, за 300, 200 и 100 метров до перехода, снизят аварийность на 50%, уверяет эксперт. С таким же интервалом должны быть расположены и специальные шумовые полосы. «Будем мы заниматься реальной безопасностью или так и продолжим бумажки писать?» – досадует Канаев.
С невысокой эффективностью предлагаемой меры согласен и составитель экзаменационных билетов, главный редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол» Геннадий Громоковский. «Пусть пишут, хуже от этого не будет. Но это должно быть рекомендуемой схемой поведения, а не обязаловкой. Мало ли почему водитель в крайнем правом ряду притормозил перед переходом? Может, он хочет «подбомбить», – отмечает Геннадий Громоковский.
Другая «бесплатная» норма для повышения безопасности, предложенная автоинспекторами, – обязать пешеходов носить световозвращающие элементы (фликеры) при переходе проезжей части в темное время суток. Подобное правило действует во многих странах мира: в Финляндии светоотражающие элементы граждане обязаны носить как в городе, так и за его пределами; в Швеции, Латвии и Белоруссии – только при движении вдоль неосвещенных загородных трасс. Согласно статистике, применение фликеров снижает риск наезда в 6,5 раза.
Отметим, что поправки не предусматривают никакой ответственности за отказ от фликеров. Возможно, потому, что ловить пешеходов всерьез никто не собирается, предполагает президент центра «Движение без опасности» Наталья Агре. «После сокращения штата ГИБДД рассчитывать, что инспекторы смогут оштрафовать хоть какой-то процент нарушителей-пешеходов, не приходится, – объяснила она. – Скорее такой пункт правил рассчитан на пропагандистский эффект. Люди, по крайней мере, будут знать, что от них это требуется. У нас появится рынок фликеров».
«Светоотражающие наклейки и браслеты не заменят наземных или подземных пешеходных переходов через многополосные трассы, светофоров или нормального освещения, но модернизация дорожной инфраструктуры – дело небыстрое, — продолжает президент «Движения без опасности». — Будем говорить прямо: мы живем в такой стране, где немало времени пройдет, прежде чем дорожная модернизация докатится до отдаленных уголков. А фликеры – может, и покажется смешно для взрослых людей их носить, – но они работают прямо сейчас. Например, по европейскому стандарту вся детская одежда обязательно снабжена ими», – подчеркнула г-жа Агре.
Проект новых поправок в ПДД также уточняет формулировку термина «пешеходный переход», включая в нее место пересечения не только проезжей части, но и трамвайных путей. Кроме того, документ запрещает обгон на нерегулируемом переходе, вне зависимости от наличия на нем пешеходов.