Подготовка водителей оказалась вне закона
Реформа системы подготовки водителей дала неожиданный сбой: пройти обучение и получить права в соответствии с законом стало невозможно. Дело в том, что осенью вступили в силу поправки в ФЗ «Об образовании» и «О безопасности дорожного движения», которые ввели новые категории прав, в том числе на управление мопедами и автомобилями с АКП. Однако обучающие программы нового стандарта до сих пор не готовы. Как и ряд «низовых» документов, на основании которых автошколы могли бы получить лицензию. Выходит, как учить по-новому – неизвестно, а прежние программы уже не действуют.
«Все 100% существующих автошкол сегодня можно закрыть на абсолютно законных основаниях, – заявил «За рулем.РФ» член правления НП «Московские областные автошколы» Владимир Виноградов. – По новым требованиям ГИБДД должна проинспектировать учреждения на наличие достаточной материальной базы для новых программ. И согласовать сами программы. Но так как они не утверждены, согласовывать и проверять нечего. А контролирующие организации это нисколько не смущает. Формальное нарушение есть? Есть. Получите 200 тыс. рублей штрафа и приостановку лицензии».
Когда эта правовая коллизия разрешится – непонятно. Министерство образования и науки подготовило программы еще в ноябре, но Министерство юстиции до сих пор отказывается их согласовать. Понятно почему: на эту работу, фундаментальную по своему объему и значимости, правительство выделило ровно два месяца. В результате программы у Минобрнауки получились противоречивыми и сырыми. «Конечно, они были сделаны впопыхах, и нарушений там полно: например, они должны соответствовать профессиональным стандартам, которых тоже не существует», – отметил Виноградов.
И если сложившийся казус еще может быть легко преодолен – для этого ГИБДД достаточно издать внутреннее распоряжение, временно «амнистирующее» автошколы, – то в будущем всплывут куда более серьезные недочеты проводимой реформы, уверен председатель правления НП «Гильдия автошкол» Сергей Лобарев. Подготовка водителей должна перейти в разряд профессионального образования, а автошколы станут подобием техникумов. Это повлечет за собой не только непомерное расширение материальной базы (школы должны будут обзавестись столовыми и медкабинетами), но и требование соответствовать специфическим образовательным стандартам.
«Например, мы обязаны будем не нарушать права инвалидов на получение образования. Пусть у человека нет рук, ног или проблемы со слухом – но обеспечить ему подготовку на водителя бензовоза мы должны будем по новым правилам, – рассказал «За рулем.РФ» председатель правления «Гильдии автошкол». – А, может, вы хотите открыть категорию «А» и погонять летом на мотоцикле? Будьте любезны изучить сначала правила перевозки крупногабаритных грузов и охраны труда на транспорте. Абсурд? Но это все входит в программу профподготовки».
Избыточность профессионального образования для «частников» отметил и главный редактор всероссийского журнала «Вестник автошкол» Геннадий Громоковский. По его словам, вместе с объемом бесполезных знаний вырастет и цена обучения.
«Минобрнауки безобразно подготовило программу. Взять хотя бы категорию «М», которая задумывалась для 16-летних пацанов. Чтобы ездить на скутере, достаточно выучить главу 24 ПДД и научиться управлять техникой. Но ребят хотят заставить перелопатить все от корки до корки – вплоть до правил коммерческих грузоперевозок. Я не шучу, это прописано в базовом курсе, который станет общеобязательным. В результате цена обучения окажется выше стоимости скутера, а может и двух. Конечно, для остальных категорий цена тоже подскочит», — заявил Громоковский корреспонденту «За рулем.РФ».
Эксперты сходятся во мнении, что «любительское» и «профессиональное» вождение необходимо различать, а идея грести всех под одну гребенку обречена на провал. Искусственно раздутое обучение (включающее курсы «дорожной психологии» и «ситуативного вождения»), чрезмерная для коммерческих школ техническая база – все это приведет к тому, что водителей, в соответствии с новыми стандартами, будут готовить только на бумаге. А в реальности обучение будет вестись как бог на душу положит. И это тревожит: ведь необходимость в настоящей, а не мнимой реформе обучения давно уже назрела – 25% аварий, по статистике ГИБДД, совершают новички.
«Нас очень беспокоит, что ни в ГИБДД, ни в Минобрнауки нет специалистов по нашему профилю. А к нам они прислушиваются очень туго. Представьте себе: мы готовим в год 2,5 млн человек. Это больше, чем в стране выпускается студентов. При этом у государства есть время заниматься ЕГЭ и прочим, а до нормальных методик подготовки водителей руки не доходят. А ведь плохо подготовленный водитель опаснее недоучки-студента», – резюмирует Сергей Лобарев.
Отметим, что происходящее напоминает образовательную реформу 2009 года. Тогда Министерство образования и МВД также разработали ряд фантастических требований к автошколам. Например, каждой школе предписывалось иметь собственный автодром, оборудованный железнодорожными переездами, светофорами и веб-камерами. А также проводить психологическое тестирование учеников для выявления склонных к риску и агрессии. По большей части эти требования так и остались на бумаге.