Из средства передвижения автомобили превращаются в роскошь
Ничего ведь не случилось. Не было экономических катаклизмов, обошлось без природных и техногенных катастроф – наоборот, официально в России росли доходы населения, и при этом автомобильный рынок... медленно сползал вниз!
Итогов каждого месяца аналитики ждали со скрытой надеждой: а вдруг прежние цифры, говорящие о стагнации на рынке, были случайными? Вдруг покупатель одумается и пойдет широкими колоннами в дилерские центры? Ведь для него, желанного, – огромный выбор моделей, подарки и скидки, выгодные кредиты, включая льготные от государства. Но от месяца к месяцу рынок потихоньку проседал: минус один процент, два, четыре… Лишь в декабре покупатели вдруг проснулись и продажи впервые за прошлый год выросли – аж на 4%! Правда, говорят, что на самом деле люди испугались возможного роста цен в 2014 году за счет введения утилизационного сбора для всех без исключения автомобилей. Да и госпрограмма льготного кредитования заканчивалась аккурат под Новый год. Но этот всплеск не спас общую ситуацию: за год сбыт просел на 5,5%.
В 2013 году в России продано 2,78 млн легковых и легких коммерческих автомобилей – таковы данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Причем только в декабре к покупателям ушло 264,2 тыс. машин – почти 10% годовых продаж. Не аукнулся бы такой неожиданный рост заметным падением интереса в зимние месяцы 2014-го…
ПРИ СВОИХ
Хотя у каждой компании в прошлом году ситуация складывалась по-своему, расстановка сил, по сути, не изменилась. В первой десятке одни и те же лица; разве что некоторые бренды поменялись местами. В 2012 году абсолютным лидером среди иностранных марок был «Шевроле», а в 2013-м он скатился со второго места сразу на пятое (минус 15%). Причина – снижение спроса на основные бестселлеры: «Ниву» (минус 10%) и «Круз» (минус 14%). На бюджетный «Кобальт» установили вовсе не бюджетную цену, отчего судьба модели с самого начала не задалась. Только после того, как ценник переписали, продажи пошли: за год в РФ купили 17,5 тыс. таких седанов. Очень мало. «Рено», триумфатор минувшего года, побил рекорд среди иностранных брендов: продано 210,1 тыс. автомобилей (плюс 11%). Причина успеха ясна: мощный локомотив продаж – кроссовер «Дастер». Думаю, сколько бы ни выпустил московский завод этих машин, всё продадут! А вот у бюджетной парочки «Логан»/«Сандеро» дела похуже: продажи упали на 13 и 10% соответственно. Да, объемы выпуска этих моделей сознательно снижали в пользу «Дастера», но и покупатели затаились, ожидая новое поколение моделей, которое обещали запустить в Тольятти еще осенью… Увы, пока не запустили.
Ниже в первой десятке неразлучная парочка «Хёндэ»/«Киа», которая поднялась на две ступеньки вверх. А еще «Тойота», даже не имея козырей в виде бюджетных моделей, обогнала-таки «Ниссан».
Еще одна интересная тенденция – рост продаж китайских брендов. Причем рост феноменальный: плюс 161% у «Чери», плюс 190% у «Джили», плюс 112% – «Грейт Уолл»… Причем если раньше говорили о некой «низкой базе», то теперь ведущие китайские компании продают по 15–20 тыс. автомобилей в год и делают оптимистические прогнозы на завтра, открывая новые сборочные производства.
А что же бессменный лидер нашего рынка АВТОВАЗ? Он хоть и продал больше всех – 456,3 тыс. машин, но это на целых 15% меньше, чем в 2012 году. Кстати, тогда он тоже потерял 7% покупателей. Доля главной российской компании на рынке сократилась с 18,3 до 16,4%. Можно, конечно же, привести объективные причины: в прошлом году вывели на рынок второе поколение «Калины» и модернизированную «Приору», сняли с производства «Самару»; не удовлетворен пока спрос на «Ларгус», некоторые комплектации «Гранты»… Это всё так. Но, похоже, ситуация гораздо сложнее, причины падения куда глубже и серьезнее. И тут дело касается не только Волжского автозавода, а вообще бюджетных автомобилей как класса. И класса покупателей этой продукции.
КТО ТЫ, ЧЕЛОВЕК С РУБЛЕМ?
Если проанализировать структуру рынка, открываются удивительные вещи! Во-первых, стабильно растут продажи дорогих автомобилей, в первую очередь – премиум-класса. Конечно же, руководители ведущих компаний в последние годы ведут агрессивную кампанию за молодого потребителя, предлагая авто премиальных марок по цене хорошо упакованного гольф-класса. В продаже появились «Ауди», БМВ и «Мерседесы» по цене около миллиона рублей. Растут и корпоративные продажи дорогих машин.
Во-вторых, средняя цена покупки за год выросла, достигнув 900 тыс. рублей. А в-третьих (и в-главных!), если рынок и просел, то в первую очередь за счет бюджетных автомобилей. То есть тех, которые давали в прежние годы основной прирост. А теперь? «Калина» – минус 43%, «Фокус» – минус 27%, «Нексия» – минус 47%... С рынка, похоже, уходит самый массовый покупатель, и это очень тревожно.
В прошлом году, по официальным данным, средняя зарплата в стране составляла 28,7 тыс. рублей; правда, она сильно различалась даже в пределах одного федерального округа: 57,2 тыс. рублей в Москве и 17,9 тыс. в Тамбове. При этом формально она выросла за год на 5%, но вот тарифы на услуги ЖКХ выросли на 6%, на 7,6% – цены на бензин; инфляция составила 6,5%. С учетом этого реальные доходы населения сократились за год на 5%, а в столице – на 9%. Это официально, истинные же потери куда выше. Если кто забыл, в прошлом году почти во всех регионах увеличили транспортный налог практически до максимума, во многих – отменили льготы. В столице появились платные парковки и возродилась платная же эвакуация. Штрафы за все нарушения ПДД выросли кратно.
Автомобиль, даже бюджетный, из средства передвижения для многих граждан снова превращается в роскошь! Автовладелец для наших властей, похоже, много лет считался дойной коровой. Так вот, теперь, в условиях, когда человек не слишком уверен в завтрашнем дне, в том, что сохранит работу (даже глава правительства признаёт, что страна вступила в период экономической стагнации), когда за кредит просят запредельные 15–17% годовых – до новой ли машины?! Хотелось бы в перспективе избежать сравнения с Индией, где самый низкий в мире уровень автомобилизации и миллиард потенциальных покупателей, мечта которых не машина – велосипед.
И у нас тот, кто хотел купить автомобиль, уже его купил. Дальше начинаются пессимистические прогнозы. Так, по расчетам АЕБ, в 2014 году в России продадут 2,64–2,85 млн легковых и легких коммерческих автомобилей, падение составит 1,6–3,4%. Хотя есть и приятные новости. По результатам 2013 года наш рынок занимает в Европе второе место – сразу после Германии. Порадуемся?