ОСАГО: ущербный расчет
В 2003 году водителей обязали покупать полисы ОСАГО. Тогда же Минтрансу поручили разработать и принять единую для всех страховщиков методику определения ущерба. Лишь спустя 10 лет проект был готов, но его отвергли и специалисты, и министерства как беспомощный. Поэтому единой методики расчета нет до сих пор: эксперты определяют ущерб кто во что горазд. Сложилась абсурдная ситуация – суммы, на которые рассчитывают потерпевшие, и те, которые готовы выплатить страховщики, различаются порой в разы!
Недовольные шли к независимым экспертам и получали документ с третьей, «справедливой» суммой. Дальше – стройными рядами в суд. Количество судебных разбирательств достигло критической цифры. По информации Российского союза автостраховщиков (РСА), только за 2013 год было вынесено более 600 тысяч решений, в суде решался каждый третий спор по ОСАГО. Помню случай из моей практики, когда одна экспертная компания выдала две совершенно разные оценки (ЗР, 2011, № 7). Неудивительно, что РСА в экстренном порядке принялся сам разрабатывать унифицированную методику.
Ее главная задача – установить единые цены для запасных частей и нормочаса ремонтных работ. Помимо этого все эксперты будут проводить осмотр автомобилей и фиксировать повреждения по общим стандартам. Теперь специалист обязан не только отметить повреждения, но и установить причину их возникновения. И при необходимости осмотреть также машину виновника ДТП.
Для объективного определения стоимости работ установят так называемые экономические зоны. Они не будут привязаны к существующим округам, а объединят регионы с близкими экономическими показателями. Не секрет, что стоимость ремонта в разных областях может различаться существенно. Поэтому и возникла идея квалифицировать регионы по стоимости нормочаса.
Цену поврежденных деталей определят на основании специальных справочников, составленных РСА. Обновлять их будут не реже чем раз в полгода. Сейчас эксперты рассчитывают некую среднероссийскую стоимость запасных частей, что дает возможность как занижать, так и завышать цены деталей. С принятием новой методики такой лазейки не будет. Ценовыми справочниками охватят до 80% наименований по всем маркам автомобилей. Если же в ДТП пострадала машина редкой «породы», по которой нет информации, применят специальный метод определения стоимости запчастей как средней по экономической зоне.
Создание подобных справочников – работа титаническая, ведь в современном автомобиле до 30 тысяч деталей, а в эксплуатации находятся тысячи моделей и модификаций. Примиряет с этим одно: подобный этап в страховой практике проходили все страны мира. Подобные справочники существуют в той же Германии, США, причем уже давно в электронном виде. Будут теперь и у нас. В РСА полагают, что новая методика позволит свести разночтения в определении ущерба до минимума. Правда, для этого необходимо, чтобы документ утвердило Правительство РФ. Пока предложение изучают в Центробанке (теперь ОСАГО курирует он). Если там посчитают методику правильной и необходимой, эксперты начнут работать по единому документу.
Но и в случае принятия методики есть опасения, что не все потерпевшие откажутся от возможности обратиться в суд. Ведь новый порядок станет обязательным лишь для экспертов, работающих со страховыми компаниями, независимые же фирмы по-прежнему будут вольны делать расчет, основываясь на собственных принципах оценочной деятельности. А пока есть возможность определять размер ущерба по разным стандартам, потерпевший всегда остановит выбор на том, который сулит ему больше денег. Но зато теперь у судов появится хороший довод в спорах с истцами.