Пешеходам закрутят гайки
Если вдуматься, настоящей безнаказанностью на российских дорогах пользуются вовсе не чиновники с мигалками и не силовики с корочками, а самые обычные пешеходы. Массовые забеги на красный свет, пересечение оживленных магистралей в любом удобном месте – инспекторы в упор не замечают подобные нарушения. Спровоцировав аварию, «безлошадный» гражданин легко скрывается с места – его не опознать при помощи видеорегистратора. А в автошколах каждому водителю втемяшивается в голову: пешеход всегда прав. В результате, даже если он пьяным угодит под колеса, перебегая ночью МКАД, крайним сделают автомобилиста – для этого достаточно немного превысить скорость.
Абсурдность отношения к пешеходу как к священной корове, похоже, начинает доходить и до законодателей, которые все чаще обращают внимание на «безлошадных» участников дорожного движения. На прошлой неделе МВД внесло на рассмотрение Госдумы проект поправок к ПДД, предписывающий пешеходам в темное время суток носить на одежде световозвращающие элементы (фликеры). А накануне стало известно о новой инициативе ведомства: обязать пешеходов проходить экспресс-тест на алкоголь наравне с водителями.
Такая мера выглядит неоднозначно. Сегодня сотрудники полиции, задержавшие подвыпившего пешехода за нарушение ПДД, в лучшем случае выпишут ему штраф и… отпустят. Для инспекторов нет практического смысла вести его на освидетельствование: статья от этого не переквалифицируется, сумма штрафа не изменится. И, получив полномочия на продувку при помощи алкотестера, они едва ли воспользуются ими. В КоАП просто не существует «пешеходной» статьи, усиливающей наказание за нарушения в состоянии «подшофе».
По мнению юриста, председателя московского областного Комитета по защите прав автомобилистов Алексея Дозорова, инициатива МВД может послужить первой ступенькой в череде последовательного закручивания гаек. Тем более что, как сообщает «Коммерсант», алкогольная норма для пешеходов будет по-автомобильному строгой: 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха.
«Логично предположить, что вслед за этим введут новые санкции для пешеходов, – заявил эксперт «За рулем.РФ». – Пункт 4.3 КоАП расценивает состояние опьянения как отягчающее обстоятельство, но пешеходов невозможно дополнительно «нагрузить». Для них просто отсутствует «вилка» минимального и максимального наказания, прописана единственно возможная сумма штрафа. Так что, скорее всего, будет либо создана эта штрафная «вилка», либо появятся новые наказания».
Любопытно, что с подобной инициативой как раз выступает заместитель думского комитета по транспорту Александр Старовойтов. Депутат предложил значительно повысить ответственность для пешеходов, уравняв их штрафы с автомобильными. А также ввести ряд специальных санкций – например, для тех, кто с ребенком перебегает дорогу в неположенном месте.
Иной точки зрения на происходящее придерживается председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. По его словам, предлагаемые МВД меры никак не затронут пешеходов, зато грозят обернуться ростом коррупции. «С сентября эта тема поднимается министерством уже во второй раз, хотя необходимости в ней лично я никакой не вижу, – заявил он. – Во-первых, пешеход имеет законное право выпить и квасу, и пива, и водки. Нигде не сказано, что он должен быть трезв. Во-вторых, у ГИБДД все равно нет ни штата, ни средств гоняться за гражданами. Им бы разобраться с автомобилистами».
Безобразное поведение пешеходов на дороге – реальная и существенная проблема, продолжил эксперт. Но справиться с ней ГИБДД может только профилактическими методами, никак не штрафами. «Представьте себе, сколько времени уходит на составление протокола. А в случае продувки – еще и на поиск понятых и так далее. Никто не будет этим заниматься ради оформления пешехода. Если только у сотрудников не будет коррупционной мотивации», – подчеркнул Соколов, добавив, что проводимые автоинспекцией рейды «Пешеход» должны из показательных стать регулярной практикой.
Отметим, что ГИБДД и впрямь крайне неохотно занимается «безлошадными». Чтобы выполнить негласный «палочный» план по пешеходам, инспекторы зачастую предлагают водителям сделку – пешеходную статью «со скидкой» взамен реально выявленного нарушения. В результате складывается удивительная статистика: примерно 50 млн нарушений ежегодно фиксируются Госавтоинспекцией, из них пешеходам «принадлежат» только около 4 млн. При этом статистика по ДТП показывает, что 20% всех аварий происходит по вине пешеходов.