Авторынок России: итоги 2013 года и прогноз на 2014-й
В начале конференции были подведены итоги конкурса на самый точный прогноз авторынка. Победитель 2013 года (из 72 участников) – Кирилл Никода (Газпромбанк) был награжден ценным призом – iPad. Второе место (приз – iPad Mini) занял Роман Минченко (Новлайн), который раньше уже участвовал в конкурсе и улучшил свой результат. Конкурс продолжился в новом формате – на этот раз было зарегистрировано 69 заявок по трем направлениям: PC, LCV и HCV.
Старший менеджер PwC по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Сергей Литвиненко представил обзор автомобильных рынков в мире и Европе и сообщил, что в 2013 году Китай вновь стал крупнейшим авторынком мира (17,9 млн шт.). Рост продаж в США (15,6 млн шт.; +8% к АППГ) – наилучший результат за последние шесть лет. Прогноз рынка легковых автомобилей в России на 2014 год от PwC: 2540 тыс.шт. (—5% к АППГ).
Директор АА «Автостат» Сергей Целиков познакомил участников конференции с ключевыми цифрами российского рынка. Россия по итогам 2013 года занимает 3,5% мирового авторынка и находится на 7-м месте. Потенциал нашей страны – доля в 4% и 6-е место. Уровень продаж новых легковых автомобилей в 2013 году снизился до 2,6 млн шт (–5,4% к АППГ). Падение продаж в сегменте LCV оказалось немного больше – 5,7% (162 тыс.шт.). Рынок грузовых автомобилей пострадал больше всего: суммарный объем средних и тяжелых грузовиков вышел на уровень 109 тыс. шт. (–14,3%). Объем продаж новых автобусов составил 15 тыс. шт., что меньше показателя предыдущего периода на 9,5%.
По словам Сергея Целикова, при снижении рынка на 5,4% производство сократилось на 2%, импорт новых автомобилей упал на 20%, а экспорт вырос на 22%. Товарные запасы к началу 2014 года начали снижаться и сейчас находятся на приемлемом уровне.
Выступление Игоря Коровкина, исполнительного директора НП «Объединение автопроизводителей России», к.э.н., было посвящено теме «Мировой автопром и путь России». Всего в мире в 2013 году было произведено 87,3 млн шт. транспортных средств (в 2012 г. – 84,1 млн шт.). Россия в 2012 году занимала 11-е место в общемировом рейтинге по производству с показателем 2,23 млн шт. По итогам 2013 года было произведено 2,18 млн шт. автомобильной техники (–3,1%).
Доклад Виктора Ковшевного, генерального директора Rusmet.ru, «Утилизационный сбор: удар по автопрому или стимул спроса на новые автомобили?» представил его заместитель Михаил Родионов. В мире ежегодно утилизируется около 35 млн авто, в ЕС – 10 млн, а средний возраст автомобиля не превышает десять лет. 98% современного автомобиля подлежат переработке и утилизации. Транспортные средства по массе состоят на 72—95% из металлов. По стоимости сырья металлы составляют 90—99%. Поэтому, по мнению докладчика, регулировать рынок переработки должны ломопереработчки и металлурги. В 2012 году создана Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств. К 2020 году Россия должна перерабатывать 3,2 млн машин в год, отметил М. Родионов. Далее спикер сравнил ситуации по проблеме утилизации автомобилей в Швеции, Германии и России и обозначил направления работы по созданию национальной системы рециклинга в России.
Дмитрий Ярыгин, ведущий аналитик АА «Автостат», рассказал о рынке новых легковых автомобилей, объем которого составил в 2013 году 2,6 млн шт.(–6%). По итогам года лидеры продаж остались прежние, но расстановка сил слегка изменилась. Впереди – Lada, в ближайшей группе преследователей семь брендов – Renault, Kia, Hyundai, Chevrolet, Volkswagen, Toyota, Nissan. Разброс динамики по брендам достаточно широк: от –31 до +55%. На фоне снизившегося рынка положительную динамику показали «китайцы» (Geely, Great Wall, Lifan, Chery). Эффект достигнут, в основном, за счет низкой цены и низкой базы, свое влияние на результаты продаж оказал и широкий модельный ряд.
Сегмент SUV продолжает уверенно расти, наращивая свою долю в основном за счет доли сегментов В и С. Потребители продолжают пересаживаться с хэтчбеков и седанов на кроссоверы, которых за прошедший год продано по стране почти 1 млн штук (рост продаж составил более 10%).
По прогнозу АА «Автостат», в 2014 году продолжатся тенденции 2013 года – рост продаж SUV и китайских брендов. Премиальные бренды продолжат наращивать объемы. Доля Lada на рынке будет плавно снижаться. Если не произойдет кризиса, то в ближайшие 5–7 лет объем продаж на российском рынке будет находиться в так называемом коридоре 2,4–3,2 млн автомобилей в год.
С докладом «Экономика автомобильного бизнеса: изменение модели на стагнирующем рынке, оптимальные варианты» выступил Владимир Мирошников, ГК «Рольф». Спикер подробно рассказал обо всех составляющих формирования прибыли современного дилерского предприятия. Продажи новых автомобилей – львиная доля оборота дилера. Важно дифференцированно подходить к портфелю брендов, что и было показано на примере портфеля «Рольф» в 2008 и 2013 гг. В. Мирошников познакомил участников с тем, как изменялся вклад сервисного направления в общий оборот компании с 2007 по 2013 г. Среди сервисных акций и программ лояльности компания предлагает «ночной сервис», предложения для детей и друзей клиента и др.
Рынок б/у автомобилей слабо охвачен дилерами (порядка 4% по стране в целом, но в Москве – уже порядка 26%), отметил докладчик. Сделки по б/у автомобилям более чем вдвое превышают объемы продаж новых автомобилей в год, при этом рынок б/у менее чувствителен к колебаниям общей экономической ситуации.
В заключение В. Мирошников рассказал о финансовых услугах компании, их структуре и динамике в общем обороте.
Андрей Измалков, менеджер по автомобилям с пробегом из «Фольксваген Груп Рус», познакомил участников конференции с итогами рынка подержанных автомобилей в России. В 2013 году объем рынка автомобилей с пробегом составил 5,7 млн шт. (+4%). В денежном выражении – 86,1 млрд долларов (+6% к АППГ). А.Измалков подробно остановился на потенциале в целевом сегменте рынка. По мнению эксперта, на рынке будут преобладать следующие тенденции: снижение темпов роста; возможен незначительный рост по итогам 2014 года (около 2%); увеличение доли иномарок в структуре перерегистраций.
Владимир Мартюков, директор департамента автокредитования Сетелем Банка, представил доклад «Кредитование как инструмент увеличения автомобильных продаж». Спикер рассказал о возможностях расширения сотрудничества банков с дилерскими центрами помимо программ автокредитования: финансовые услуги, страховки, сервис и допоборудование. В. Мартюков подробно рассмотрел аспекты взаимодействия банка и дилерского центра и привел анализ причин низкой эффективности сотрудничества. Одним из потенциально перспективных продуктов автокредитования спикер назвал кредит с остаточной стоимостью и привел примеры размеров выгоды для клиента при покупке в кредит разных моделей автомобилей. В заключение В. Мартюков обозначил критерии идеального банка-партнера для дилерского центра.
Сергей Удалов, исполнительный директор АА «Автостат», представил доклад «Рынок легких коммерческих автомобилей: итоги, тенденции и прогнозы». Объем рынка за 2013 год составил 161,9 тыс. шт. (–5,7% к АППГ). Если рассматривать структуру рынка, то наибольшая доля – у фургонов (41%), следом идет бортовой транспорт (24,5%), на третьем месте – шасси (16,7%). Доля автобусов составила 13,4%, пикапов – 2,5%, у MPV – 1,6%. Лидерами рынка среди моделей являются GAZ 3302 (доля 23,8%), Ford Transit и UAZ 3909 c одинаковыми долями в 7%. Далее эксперт рассказал о региональном распределении рынка, о сроках владения и о рынках LCV в Украине и Казахстане. По прогнозу АА «Автостат», в 2014 году рынок LCV в России согласно среднему сценарию выйдет на показатель 152 тыс. шт.
Андрей Топтун, начальник отдела аналитики АА «Автостат», рассказал о рынке грузовых автомобилей. В 2013 году было продано 109,3 тыс. шт. (–14,3% к АППГ). На долю ТС грузоподъемностью свыше 16 тонн пришлось 71% рынка. На втором месте по доле (17,2%) – ТС грузоподъемностью 6–10 тонн. Остальные сегменты занимают значительно меньшие доли рынка: 4,7% (10–12 тонн); 3,7% (10–12 тонн) и 3,4% (3,5–6 тонн). Лидерами рынка среди моделей являются GAZ 3310 (доля 14,6%), GAZ 3309 (доля 10,9%), Hyundai HD 78 (доля 8,4%). Эксперт рассказал о региональном распределении рынков средних и тяжелых грузовиков, познакомил с марочной структурой сегментов и назвал Топ-10 моделей-лидеров. По прогнозу АА «Автостат», в 2014 году рынок тяжелых грузовых автомобилей в России согласно среднему сценарию выйдет на показатель 69,5 тыс. шт. Средних грузовиков будет продано порядка 29 тыс. шт.
Свой взгляд на рынок коммерческой техники представил также Кирилл Никода, аналитик Газпромбанка. Производство коммерческих автомобилей в 2013 г. составило 203,5 тыс. ед. (+1%) к 2012 г. Отечественные модели: 171 тыс. ед. (–2%), иностранные: 30,8 тыс. ед. (+1,5%). Однако производство не достигло докризисных значений и соответствует уровню 2005 г. Продажи не восстановились после кризиса и показали отрицательную динамику в 2013 г. Российские производители пока что удерживают лидирующие позиции на рынке коммерческого транспорта, однако давление на них увеличивается. Основными тенденциями в долгосрочной перспективе, по мнению эксперта, станут постепенный рост производства коммерческих автомобилей зарубежных марок на территории России, увеличение сегмента дорогостоящих автомобилей, активизация направления по переходу на газомоторное топливо.
Иван Бончев, управляющий партнер EURussiaPartners, представил доклад «ВТО, утилизационный сбор, субсидии и прочие факторы, влияющие на рынок коммерческой техники в РФ в 2014 году».
О лизинге грузового и легкового транспорта подробно рассказал Александр Михайлов, вице-президент по развитию бизнеса компании Europlan.
Издательство «За рулем» выступило информационным партнером конференции. Подробный обзор докладов смотрите на сайте в ближайшее время.