Back in USSR!
Год 1959-й – самый главный для парка «Сокольники». Решение устроить там Американскую национальную выставку привело к реконструкции парка с постройкой павильонов, асфальтированием дорожек, появлением ресторанов и кафе. Особенно выделялись павильон «золотой купол» Фуллера и так называемый стеклянный павильон, огибающий его полукругом.
Кроме американских павильонов возвели еще несколько строений из бетона и стекла в глубине парка – их разная и совершенно непохожая архитектура сформировала своеобразный «выставочный городок». Кстати, подобная метаморфоза могла произойти с ЦПКиО имени Горького – он первоначально рассматривался как место проведения Американской национальной выставки...
Сегодня из строений 1959 года уцелел лишь «стеклянный павильон», в нем разместилась основная экспозиция «Галереи». В павильоне доминировал юбилейный стенд – его организацией совместно занимались оргкомитет Олдтаймер-Галереи, Политехнический музей и частная коллекция американских автомобилей Junkyard. Снесенный в 1983-м «золотой купол» представили в виде макета, фотографии и пояснительные тексты рассказывали о самом Ричарде Бакминстере Фуллере и его архитектурных идеях. В витринах разложили рекламные проспекты, фотографии и сувениры из Сокольников 1959 года.
Главный герой экспозиции – Plymouth Belvedere 1959 года выпуска, единственный известный в нашей стране автомобиль, участвовавший еще в «той» выставке, после окончания которой он остался в Советском Союзе и прожил насыщенную событиями жизнь – из частных рук попал на киностудию «Мосфильм», где служил реквизитом на съемках фильмов о жизни на Западе. Со временем Belvedere пришел в негодность, и его бросили умирать на мосфильмовской стоянке. За годы забвения Plymouth превратился в руины, стал жертвой вандалов, но в итоге все же оказался спасен от неминуемой гибели усилиями энтузиастов Junkyard. Сейчас автомобиль находится на завершающем этапе реставрации.
Остальные машины в экспозиции были «такими же», то есть аналогами моделей, выставлявшихся в 1959-м: белый Ford Thunderbird второго поколения, седан Chevrolet Impala с «марсианским» дизайном задней части кузова, Cadillac Sedan De Ville с размашистыми хвостовыми плавниками и фонарями в форме языков пламени, вырывающихся из сопел ракеты. Эти модели и сегодня поражают посетителей Олдтаймер-Галереи, и можно только представить реакцию советских граждан при виде таких машин в 1959 году, когда на московских улицах были одни «Волги», «Москвичи» и «Победы».
Сравнить наш автопром и американский можно было и на Олдтаймер-Галерее. Больше всего на выставке «Побед»: великолепно отреставрированный в мастерской «Олдтаймер-Сервис» кабриолет, седан второй серии на стенде DeAgostini, еще один экземпляр, продававшийся на ретробазаре за 2 млн руб. Астрономическая цена не соответствует уровню реставрации и степени оригинальности автомобиля. Куда более симпатичным из выставленных на продажу олдтаймеров смотрелся 401-й «Москвич» 1954 года, даже с родным 6-вольтовым аккумулятором!
Отмечали на выставке и другие юбилеи. Ровно 60 лет Mercedes-Benz 300SL по прозвищу «Крыло чайки». Он произвел сенсацию на Нью-Йоркском автосалоне – необычные двери, открывающиеся вверх, и система непосредственного впрыска Bosch под капотом, впервые примененная на серийном легковом автомобиле.
А 65 лет назад в Чехословакии сделали малолитражку Aero Minor – в подарок товарищу Сталину на 70-летие. Вдохновленные юбилеем великого вождя всех народов чехословацкие рабочие трудились по выходным, а все материалы оплатили из денег, заработанных на колхозных субботниках. Minor блистал на выставках подарков Сталину в Праге и Москве, но затем его след затерялся. Долгое время автомобиль считался утраченным, поэтому его обнаружение в 2013 году стоящим в огороде под навесом в среде коллекционеров уже называют находкой десятилетия. К следующей выставке Aero Minor будет отреставрирован полностью, а одной из главных тем 23-й Олдтаймер-Галереи станет экспозиция подарков Сталину, устраиваемая совместно с Политехническим музеем.
Комментарий
− Кроме привычных, в общем-то, экспонатов – старинных автомобилей, нынешняя Олдтаймер-Галерея порадовала и другими интересными вещами.
В самом центре возвышался стенд компании «Carblast-Россия», реставрирующей автомобили с помощью новейших технологий – катафореза и криогенного бластинга. Достойная замена пескоструйке и прочим дедовским методам! Коллекционер и реставратор Евгений Шаманский представил собрание советских тракторов 30-х годов – это новое направление в коллекционировании для нашей страны. Реставрационная мастерская Simonov Motors показала уникальный гоночный BMW 328, построенный в единственном экземпляре и отличающийся от серийных машин, – такой экспонат украсил бы и европейские выставки. А еще та же компания наладила выпуск двигателей для автомобилей ЗИС-101, производившихся с 1936 по 1941 год. Это поможет укомплектовать многие сохранившиеся экземпляры родными моторами!