Back in USSR!

Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина вернулась в КВЦ «Сокольники», туда, откуда и начиналась десять с лишним лет назад. Повод для этого самый подходящий – 55-летие Американской национальной выставки 1959 года, превратившей парк «Сокольники» в культурно-выставочный центр. Этот юбилей и стал главной темой 22-й Галереи.
Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон во время теледебатов 1959 года о преимуществах американского и советского образа жизни, навеянных Американской национальной выставкой (фото LIFE)
Ford Thunderbird 1959 года

Год 1959-й – самый главный для парка «Сокольники». Решение устроить там Американскую национальную выставку привело к реконструкции парка с постройкой павильонов, асфальтированием дорожек, появлением ресторанов и кафе. Особенно выделялись павильон «золотой купол» Фуллера и так называемый стеклянный павильон, огибающий его полукругом.

Кроме американских павильонов возвели еще несколько строений из бетона и стекла в глубине парка – их разная и совершенно непохожая архитектура сформировала свое­образный «выставочный городок». Кстати, подобная метаморфоза могла произойти с ЦПКиО имени Горького – он первоначально рассматривался как место проведения Американс­кой национальной выставки...

Хвостовые кили Cadillaс Sedan De Ville 1959 года – самые большие и самые выразительные за всю историю «детройтского барокко»
Главный устроитель «Олдтаймер-Галерей» Илья Сорокин выступает с речью на открытии выставки

Сегодня из строений 1959 года уцелел лишь «стеклянный павильон», в нем разместилась основная экспозиция «Галереи». В павильоне доминировал юбилейный стенд – его организацией совместно занимались оргкомитет Олдтаймер-Галереи, Политехнический музей и частная коллекция американских автомобилей Junkyard. Снесенный в 1983-м «золотой купол» представили в виде макета, фотографии и пояснительные тексты рассказывали о самом Ричарде Бакминстере Фуллере и его архитектурных идеях. В витринах разложили рекламные проспекты, фотографии и сувениры из Сокольников 1959 года.

Chevrolet Impala, Cadillac Sedan De Ville и Chevrolet Corvette – модельный ряд корпорации General Motors 1959 года. Такие же машины стояли на легендарной выставке
55-летний Plymouth Belvedere с Американс­кой национальной выставки все еще находится в процессе реставрации – работы не успели закончить к «Олдтаймер-Галерее», отдав предпочтение качеству, а не срокам

Главный герой экспозиции – Plymouth Belvedere 1959 года выпуска, единственный известный в нашей стране автомобиль, участвовавший еще в «той» выставке, после окончания которой он остался в Советском Союзе и прожил насыщенную событиями жизнь – из частных рук попал на киностудию «Мосфильм», где служил реквизитом на съемках фильмов о жизни на Западе. Со временем Belvedere пришел в негодность, и его бросили умирать на мосфильмовской стоянке. За годы забвения Plymouth превратился в руины, стал жертвой вандалов, но в итоге все же оказался спасен от неминуемой гибели усилиями энтузиастов Junkyard. Сейчас автомобиль находится на завершающем этапе реставрации.

Plymouth Belvedere – таким он был в Сокольниках в 1959 году.
Никита Хрущев осматривает автомобильную экспозицию Американской национальной выставки.
В таком состоянии Plymouth Belvedere обнаружили энтузиасты Junkyard. Кузов был перекрашен

Остальные машины в экспозиции были «такими же», то есть аналогами моделей, выставлявшихся в 1959-м: белый Ford Thunderbird второго поколения, седан Chevrolet Impala с «марсианским» дизайном задней части кузова, Cadillac Sedan De Ville с размашистыми хвостовыми плавниками и фонарями в форме языков пламени, вырывающихся из сопел ракеты. Эти модели и сегодня поражают посетителей Олдтаймер-Галереи, и можно только представить реакцию советских граждан при виде таких машин в 1959 году, когда на московских улицах были одни «Волги», «Москвичи» и «Победы».

Среди экспонатов 22-й «Олдтаймер-Галереи» оказался Rolls-Royce Silver Wraith 1957 г.в., в котором некогда сидел нынешний главный герой мировых СМИ президент Украины Виктор Янукович
На снимке: Янукович с экс-президентом России Дмит­рием Медведевым осматривают Rolls-Royce во время автомобильного пробега из Санкт-Петербурга в Киев в 2010 году

Сравнить наш автопром и американский можно было и на Олдтаймер-Галерее. Больше всего на выставке «Побед»: великолепно отрес­таврированный в мастерской «Олдтаймер-Сервис» кабриолет, седан второй серии на стенде DeAgostini, еще один экземп­ляр, продававшийся на ретробазаре за 2 млн руб. Астрономическая цена не соответствует уровню реставрации и степени оригинальности автомобиля. Куда более симпатичным из выставленных на продажу олдтаймеров смотрелся 401-й «Моск­вич» 1954 года, даже с родным 6-вольтовым аккумулятором!

Если советские граждане изумлялись американским автомобилям, то сами американцы сходили с ума от немецких. Mercedes-Benz 300SL представили на Нью-Йоркском салоне 1954 года. Уже в первый же день стало понятно, что купе – гвоздь выставки: все говорили только о нем, фотографы толпились у стенда, заказы пос­тупали один за другим. Наличие системы впрыска Bosch заметно выделяло 300SL на фоне остальных – на мотор-шоу он оказался единственным автомобилем без карбюратора

Отмечали на выставке и другие юбилеи. Ровно 60 лет Mercedes-Benz 300SL по проз­вищу «Крыло чайки». Он произвел сенсацию на Нью-Йоркском автосалоне – необычные двери, открывающиеся вверх, и система непосредственного впрыска Bosch под капотом, впервые примененная на серийном легковом автомобиле.

А 65 лет назад в Чехословакии сделали малолитражку Aero Minor – в подарок товарищу Сталину на 70-летие. Вдохновленные юбилеем великого вождя всех народов чехословацкие рабочие трудились по выходным, а все материалы оплатили из денег, заработанных на колхозных субботниках. Minor блистал на выставках подарков Сталину в Праге и Москве, но затем его след затерялся. Долгое время автомобиль считался утраченным, поэтому его обнаружение в 2013 году стоящим в огороде под навесом в среде коллекционеров уже называют находкой десятилетия. К следующей выставке Aero Minor будет отреставрирован полностью, а одной из главных тем 23-й Олдтаймер-Галереи станет экспозиция подарков Сталину, устраиваемая совместно с Политехническим музеем.

Комментарий

− Кроме привычных, в общем-то, экспонатов – старинных автомобилей, нынешняя Олдтаймер-Галерея порадовала и другими интересными вещами.

В самом центре возвышался стенд компании «Carblast-Россия», реставрирующей автомобили с помощью новейших технологий – катафореза и криогенного бластинга. Достойная замена пескоструйке и прочим дедовским методам! Коллекционер и реставратор Евгений Шаманский представил собрание советских тракторов 30-х годов – это новое направление в коллекционировании для нашей страны. Реставрационная мастерская Simonov Motors показала уникальный гоночный BMW 328, построенный в единственном экземпляре и отличающийся от серийных машин, – такой экспонат украсил бы и европейские выставки. А еще та же компания наладила выпуск двигателей для автомобилей ЗИС-101, производившихся с 1936 по 1941 год. Это поможет укомплектовать многие сохранившиеся экземпляры родными моторами!

Подпишитесь на «За рулем» в