Nissan Qashqai: комплекс отличника
…и за того парня
Долгим смотринам неожиданно помешала погода. Испания, даже зимняя, почему-то никогда не ассоциировалась у меня с дождем и ветром. А тут мадридцы, видимо, чем-то прогневали богов – небеса прохудились. Выход из гостиницы и стройную вереницу «Кашкаев» отделяют метров триста. Пока мы с коллегой мокнем до машины, я успеваю заметить, что он выбрал автомобиль подходящего цвета: темно-вишневый колер новичку очень идет. Впрочем, и черный кроссовер смотрится совсем неплохо! Похоже, темная палитра выгодно подчеркивает строгие формы кузова.
Сажусь за руль. «Видишь проезд – вот за тем белым «Кашкаем»? Там направо», – торопит коллега. Подъехав поближе, удивляемся ошибке, узнав в белой машине «Мицубиси-ASX». Нет, ну надо же: фонари, форма двери багажника, линии задних арок – в деталях эти два разных «японца» оказались на удивление схожи! А в памяти меж тем всплывает еще один кроссовер с оформленной в подобном стиле кормой – «Нью-SX4».
Уже позже, разглядывая «Кашкай» во всех подробностях, я замечаю, что индивидуальных черт у него все же в достатке: это и умная заостренная мордочка с характерными усами на решетке радиатора, и хитро прищуренные фары, и резкие грани боковых зеркал. Особенно динамично выглядит профиль: от середины задней двери подоконная линия взмывает к самому спойлеру, завершающему силуэт крыши. Автомобиль стал длиннее, шире и ниже, однако изменения эти не слишком значительны – все-таки «Кашкаю» положено быть компактным.
В общем, «Ниссан» выглядит свежо, опрятно и подтянуто. Зачет дизайнерам!
Дождь из сладостей
Вот и интерьер второго «Кашкая» более чем убедителен. Черный потолок, высокий центральный тоннель, развернутая к водителю передняя панель и развитый боковой упор кресел с обивкой из перфорированной кожи и алькантары. Есть и немало особенностей, о которых так просто не догадаешься. Вот, пожалуйста: специалисты аэрокосмического бюро NASA помогали рассчитать форму и материалы набивки кресел на основе анализа данных о кровяном давлении сидящего человека, дабы обеспечить максимально удобное положение и избавить от усталости в долгой поездке. Каково, а?
Или вот еще: у пары подстаканников, заглубленных в центральном тоннеле, имеются узкие щели дефлекторов, через которые подается воздух от кондиционера для охлаждения напитков. А как вы думаете, для чего в багажнике появилась двухстворчатая крышка пола? Оказывается, она не только позволяет пользоваться потайным пространством трюма, но и дает возможность извлечь на свет божий «запаску», не вынимая из багажника всю поклажу. А парковка вплотную к тротуару оживляет камеру в правом наружном зеркале, которая показывает, что творится в мертвой зоне у переднего колеса. В общем, приятных мелочей в машине хватает.
Если же копнуть поглубже, то выяснится, что ради улучшения устойчивости машине увеличили кастор (то есть угол продольного наклона оси поворота) передних колес, а систему стабилизации на полноприводных модификациях дополнили датчиками, которые помогают компенсировать инерцию вертикальных колебаний кузова.
Словом, «Кашкай» изо всех сил старается продемонстрировать, каким модным и современным он стал. И новый бензиновый двигатель – еще один серьезный аргумент в копилку доказательств.
В ногу со временем
Турбомотор объемом 1,2 литра отнюдь не пышет мощностью, зато выдает неплохой крутящий момент – 190 Н.м. Для сравнения: у хорошо известного у нас «фольксвагеновского» 1,2TSI этот показатель на 15 Н.м скромнее. Однако характером японский мотор очень похож на немецкого коллегу: его надо самую малость подкрутить с холостых оборотов, чтобы получить уверенный разгон. Уходящий «Кашкай» с безнаддувным 1,6 л до сотни добегает на секунду позже, да и с ходу набирает скорость не столь легко.
Правда, очевидный энтузиазм 1,2-литровый двигатель обнаруживает лишь на городских скоростях – то есть примерно до 80 км/ч. На шоссе же скисает: непринужденно выходить на затяжной обгон ему уже не хватает запала. Да и длинноходная 6-ступенчатая МКП не прибавляет машине прыти. Невольно вспоминаются родственные «Ниссанам» модели «Рено» с такими же «растянутыми» трансмиссиями.
Зато даже на огромных для такой машины 19-дюймовых дисках, обутых в низкопрофильную резину 225/45 R19, «Кашкай» мягко глотает небольшие неровности – я убедился в этом, галопом проскакав по спинам «лежачих полицейских», в изобилии разбросанных на парковке супермаркета. И к своему неудовольствию обнаружил, что подвеска «Кашкая» по-прежнему ведет себя достаточно шумно, да и энергоемкости на крупных колдобинах очевидно недостает.
Из «бензина на руке» я пересел в «дизель с вариатором». Такой кроссовер в виражи заныривает менее охотно: лишний центнер над передней осью заметно меняет характер автомобиля. И если на бумаге мотор 1,6dCi радует характеристиками, в реальности тяжесть силового агрегата и настройка вариатора нивелируют «численное преимущество».
Японцы утверждают, что они наделили «X-троник» возможностью генерировать «натуральные ощущения» от разгона. Иными словами, он почти полностью избавлен от «эффекта пылесоса», когда процесс ускорения сопровождается монотонным воем мотора.
Надо сказать, CVT действительно крайне убедительно изображает из себя обычный «автомат». И все равно – по ощущениям, дизель едет едва ли не натужнее, чем 1,2T с «механикой». Тем не менее его можно ощутимо взбодрить, продавив педаль акселератора в пол: крутящий момент в 320 Н.м – это серьезно.
Главные цифры
«Кашкай» оставил о себе впечатление автомобиля, сотканного из противоречий. Несмотря на залихватскую внешность, на деле «Ниссан» не блещет динамикой: он везет настолько ровно, что ехать быстро просто не хочется. Зато автомобиль по самое горлышко напичкан всевозможными системами безопасности – от распознавания дорожных знаков до мониторинга разметки и контроля усталости водителя.
Однако на испанских дорогах «Кашкай» почему-то не действовал на меня успокаивающе. Неприятный писк «лайн-контроля» раздавался всякий раз, когда до пересечения колес с разметкой оставалось еще сантиметров двадцать; а возбужденные проносящимися мотоциклистами камеры кругового обзора тормозили навигацию. Если бы все это добро можно было легко отключить отдельной кнопкой, находящейся на видном месте, – нет проблем. Но инженеры закопали эти функции глубоко в меню и к тому же заставили их заново активироваться при повторном включении зажигания.
Главная же интрига, как водится, кроется в цене. «Машина подорожает, но незначительно», – уклончиво отвечали создатели «Кашкая» на наши многочисленные «Сколько? Сколько?». Впрочем, ждать осталось недолго: первые машины появятся у дилеров через месяц-другой.
Правда, уже сейчас понятно, что базовому турбомотору не достанется «автомата». Следовательно, тем, кто не желает ручкаться с «механикой», придется доплачивать за 141-сильный 2-литровый двигатель, которому ассистирует вариатор.
В общем, ждать от «Кашкая» былых рекордов продаж пока что не приходится – тем более что лавры победителя уже отошли доступнейшему «Дастеру». Стоило ли вообще «Кашкаю» активно обрастать дорогой электроникой и обзаводиться богатой отделкой?
Может, и не стоило. Но комплекс отличника обязывает держать планку. И, надо сказать, она пока держится крепко.
Историю не перепишешь
Прообраз «Кашкая», концепт P32L, японцы показали еще в 2005-м. Однако называя автомобиль первым компактным кроссовером, маркетологи «Ниссана» правы лишь отчасти. В момент дебюта в 2007-м у машины конкурентов, по сути, действительно не было. Однако против правды не пойдешь: лавры первопроходцев в этом классе принадлежат другим персонажам – достаточно вспомнить хотя бы опередившую время «Хонду-HR-V» образца 1998 года или же еще более раннюю «Тойоту-RAV4» первого поколения.
Сохранить для России
Изначально «Кашкай» второго поколения вообще не предполагал версии, оснащенной 2-литровым безнаддувным двигателем, – его место в европейской гамме занял 150-сильный 1,6T. У нас же двухлитровая модификация все же появится: наши сограждане, как известно, весьма настороженно относятся к малолитражным турбомоторам. Кстати говоря, два литра – это единственный вариант с полноприводной трансмиссией. А вот гамма переднеприводных версий станет шире: место прежнего 1,6-литрового силового агрегата (115 л. с.) занял бензиновый 1,2T. А еще появится турбодизель 1,6 литра (130 л. с.) в сочетании с CVT. Вопрос по комплектациям пока остается открытым, хотя уже сейчас можно сказать, что в базе новая машина будет оснащена щедрее предшественника.
На первых порах «Кашкай» будут поставлять к нам из Великобритании, однако уже в этом году он должен встать на конвейер завода под Питером.