«Зачем он вообще нужен — технический осмотр?»
«У семи нянек дитя без глазу» — эта пословица как нельзя лучше характеризует сложившуюся ситуацию с выдачей диагностических карт. На сегодняшний день солидарную ответственность за технический осмотр автотранспорта несут сразу девять федеральных органов власти. В результате процедура изобилует правовыми дырами, делающими ТО совершенно бессмысленным занятием. Крупные станции техосмотра не выдерживают конкуренции с «левыми» конторами, в открытую торгующими талонами, читай — на дорогах оказывается все больше опасных автомобилей. Об этом журналистам рассказал президент РСА Павел Бунин.
Нормальный бизнес — тот, у которого есть необходимая материальная база, не доволен сегодняшним порядком вещей Бунин. Потому что купить диагностическую карту можно на каждом углу, даже с доставкой на дом. «Если мы сейчас позвоним, ее привезут прямо сюда, в РСА», — посетовал глава Союза.
Чтобы пресечь подобные схемы купли-продажи талонов, участники рабочей группы считают необходимым дополнить Административный кодекс штрафами для физлиц — операторов ТО — за выдачу диагностической карты без проверки или за «взгляд сквозь пальцы» на выявленные технические неисправности. Отдельно предложен штраф для юридических лиц (фирм), вносящих заведомо подложные сведения в единый реестр. Отметим, что водителей за попытку купить полис в обход закона штрафовать не будут.
Другое предложение — четче прописать требования к материально-технической базе операторов ТО и ее использованию. По мнению начальника управления РСА по организации техосмотра Игоря Климакова, это позволит вытеснить с рынка множество мелких фирм, отбивающих хлеб у крупных станций. «Возьмем, к примеру, передвижные диагностические линии — это большая проблема. В законе их в явном виде нет, но в реальности они существуют. Колесят по городам и весям, хотя порядок их использования не регламентирован», — отметил он.
Возникает странная ситуация: коммерсанты покупают «Газель», загружают в нее мертвым грузом оборудование для диагностики и штампуют талоны направо-налево. Но формально перед законом они чисты. «Все нужно прописать — не только оборудование, но и его использование. Может ли, например, передвижная станция корректно диагностировать автомобили зимой, в грязь, где-нибудь на проселочной дороге? Нет, конечно», — заключил начальник по организации техосмотров.
Наконец, рабочая группа должна заняться шлифовкой существующих норм и устранением законодательных противоречий. Скажем, сегодня оператор ТО не имеет права выдавать талон, если обнаружил неисправность. Но другой пункт федерального закона, напротив, предписывает все-таки выдать диагностическую карту ограниченного срока действия, пусть и с указанием неисправности. Не совсем ясно также, кто контролирует наличие на территории региона достаточного количества пунктов ТО. По идее, заниматься этим должен губернатор, но в его обязанностях такого не значится.
Последний пункт особенно актуален, так как с вступлением 1 января 2014 года в силу нового регламента техосмотра неаккредитованным операторам пришлось покинуть рынок. В настоящий момент на территории РФ действует 3200 пунктов ТО, еще 500 ожидают проверки со стороны Союза. Климаков отметил, что ежедневно на аккредитацию подают примерно 40 фирм, но лицензию получают только пять из них. Остальные или не выдерживают проверки, или сами отзывают документы, как только речь заходит об инспекции со стороны РСА.
Впрочем, по мнению лидера движения «Гражданская инициатива московских депутатов» Леонида Ольшанского, такие строгости ни к чему. «Зачем нужны все эти проверки, когда через пять минут после прохождения ТО у самого-рассамого авторизованного оператора машина может попасть колесом в яму и сломаться? — заявил он корреспонденту «За рулем.РФ». — По документам она будет числиться исправной еще год. Так чем это, по сути, отличается от продажи полиса без всякого осмотра? Я уж не говорю о том, что разработкой процедуры занимаются страховщики, от которых автомобилисты ничего хорошего не ждут».
Такого же мнения придерживается и председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. «Зачем он вообще нужен — технический осмотр? Я бы оставил его только для пассажирского и коммерческого транспорта, а также машин, выезжающих за рубеж. И то лишь потому, что это прописано в Венской конвенции о дорожном движении. Остальным он не нужен, так как ничего не контролирует», — отметил эксперт.
Рабочая группа РСА по реформированию техосмотра должна полностью сформулировать свои предложения до конца месяца. После чего они будут переданы на согласование в Минэкономразвития. Ожидается, что поправки в закон о техническом осмотре будут внесены уже в этом году. Напомним, что о «плодах» реформы ТО, состоявшейся в 2012 году, заговорили после крупной аварии прошлым летом в Подмосковье. КАМАЗ, груженый щебнем, протаранил рейсовый автобус, в котором находилось 60 человек. В результате столкновения автобус разорвало пополам, а опрокинувшийся грузовик засыпал раненых пассажиров камнями, так что спасателям пришлось буквально откапывать тела 18 человек. Позже выяснилось, что причиной аварии стали неисправные тормоза самосвала; при этом талон техосмотра наличествовал и был оформлен как полагается.