Каршеринг: счет идет на минуты
Каршеринг зародился в Северной Америке, быстро набрал популярность и распространился по всему миру. Сейчас самая крупная компания, специализирующаяся на каршеринге, – ZipCar – уже имеет представительства в 50 городах планеты. А в прошлом году и на улицах Москвы появились автомобили свободного проката. Основатель нового для России бизнеса Роман Ильканаев уверен, что его сервис может избавить город от пробок.
Аренда без обязательств
Идея компании AnyTime Романа Ильканаева заключается в том, чтобы одним автомобилем могли пользоваться сразу несколько человек. За транспортным средством не надо никуда специально приезжать, отвозить обратно тоже не нужно – вы берете машину там, где ее оставил предыдущий водитель, и оставляете там, где хотите. Ключом к автомобилю служат водительские права, правда, сначала нужно зарегистрироваться на сайте и скачать приложение на смартфон. Еще один плюс в том, что не придется тратиться на бензин – заправиться можно бесплатно, предъявив топливную карту, которая находится в бардачке автомобиля.
Счет при каршеринге идет не на часы, а на минуты – каждая минута стоит 9,9 рубля, то есть за часовую поездку отдать придется 594 рубля. Можно снять авто и на сутки, это обойдется дешевле – 3600 рублей. В автопарке компании сейчас имеются Volkswagen Polo, BMW 116i, Chevrolet Cruze и Mercedes-Benz A180. Все автомобили на «автомате», но, что самое удивительное, стоимость аренды у всех одинаковая. С помощью приложения машину можно забронировать, но лишь на 20 минут. При этом если она находится слишком далеко, то можно заказать ее доставку к работе или дому.
Автогиганты негодуют
Первоначально каршеринг позиционировался в качестве альтернативы общественному транспорту и такси, но, как показала практика, конкурировать он может и с личным транспортом. Услугу уже успели возненавидеть мировые автопроизводители – по мнению экспертов, появление возможности краткосрочной аренды автомобилей ведет к сокращению их продаж. Консалтинговая компания AlixPartners провела исследование, которое показало, что из-за каждого каршерингового автомобиля производители недопродают 32 машины. Если бы не услуга краткосрочной аренды, то с 2006 года по настоящее время американцы купили бы на 500 тысяч автомобилей больше.
Многие автогиганты, такие как Toyota, BMW, Daimler, отметив популярность сервиса, решили сами оказывать услуги каршеринга. А европейские страны уже увидели в новшестве спасение от пробок и стараются всячески поддерживать каршеринговые компании. Например, в Италии, Франции и Швейцарии арендованным машинам предоставляются бесплатные парковочные места.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Если в Европе и США каршеринг значительно дешевле такси, то в Москве все пока не так радужно – если пользоваться услугами легального такси, то извозчик возьмет с вас в лучшем случае ту же сумму, что и AnyTime. В худшем же на арендованном авто можно встрять в пробку, тогда поездка со счетчиком по минутам окажется гораздо дороже. Кроме того, пока развитию каршеринга в Москве мешает небольшое количество машин – их порядка 70, и они разбросаны по всему городу, а значит, вероятность найти автомобиль в шаговой доступности крайне мала.