Топ-5 способов борьбы с пробками: нестандартный подход

Проблема пробок все отчетливее приобретает глобальный характер, однако никто в мире до сих пор не придумал идеального средства избавления от них. Стандартные способы не приносят ожидаемых результатов, поэтому, возможно, следует обратить внимание на нестандартные. Мы выбрали пять самых необычных идей последних лет, предназначенных для борьбы с пробками.

Автобус-тоннель

Три года назад китайские инженеры изобрели необычный вид общественного транспорта, главный плюс которого в том, что он не отнимает полосы у других автомобилей. Китайский автобус с так называемым встроенным тоннелем представляет собой пассажирс­кий салон, установленный на двух опорах. Благодаря такой необычной конструкции автомобили могут свободно проезжать под автобусом.

По задумке конструкторов автобусы-тоннели должны оснащаться электрическими моторами, проемы в опорах необходимо изготавливать из светопроницаемого материала, чтобы не затруднять передвижение под конструкцией. А остановки для нового транспорта должны быть построены на приподнятых платформах.

Изобретение могло бы стать отличной альтернативой метро, так как стоимость производства одного автобуса нового поколения и постройка остановок по длине маршрута обошлись бы в десять раз дешевле, чем сооружение линии метро. Однако претворить свой проект в жизнь китайцы пока не решились.

Канатное метро

Еще один новый вид общественного транспорта предложили создать наши соотечественники – ученые Брянс­кого государственного технического университета. Они представили проект канатной дороги, адаптированной к городским условиям. Такие дороги существуют в некоторых странах, таких как Канада, Испания, Бразилия, но никто не внедрял их масштабно в качестве отдельного вида общественного транспорта.

Предлагаемая брянскими учеными концепция включает в себя 25 станций, расположенных на пяти линиях воздушного метро. Общая протяженность системы – порядка 46 км. Вагончики, в которых будут перемещаться пассажиры, рассчитаны на 30-40 посадочных мест каждый. Планируется, что каждая станция такого метро сможет принимать до трех тысяч пассажиров в час.

Синхронизация светофоров

В Лос-Анджелесе в прошлом году заработала самая умная в мире система управления светофорами. На совершенствование системы ушло несколько десятилетий и около 400 миллионов долларов.

На всех перекрестках крупных магистралей, дорог и небольших улиц установлены электромагнитные датчики, которые постоянно анализируют ситуацию и передают информацию в специальный центр. Программа автоматически высчитывает время для переключения светофора и подает соответствующую команду. Благодаря этому автомобилям практически не приходится стоять на светофорах. На оживленных дорогах зеленый свет может гореть беспрерывно и меняться только на несколько секунд в момент наибольшего скопления пешеходов.

При этом полиция города отмечает, что для эффективности системы необходим высокий уровень дорожной культуры водителей. Так, в Калифорнии не принято при включении разрешающего сигнала немедленно стартовать. Участники дорожного движения, как правило, выдерживают паузу, пропуская пешеходов и все машины, не закончившие маневр.

Перемещающийся отбойник

Необычная реверсивная полоса заработала в прошлом году на автомагистрали Interstate 15 в Калифорнии. Никаких световых табло переключать на ней не нужно, просто при необходимости по трассе проезжает специальный автомобиль, который автоматически переставляет отбойники с одной полосы на другую. В часы пик система способна добавить даже не одну, а три полосы в нужном направлении, к тому же это гораздо безопаснее.

Пока подобная система проходит тестирование. Если она будет признана удачной, ее начнут распространять по всей Америке. Не мешало бы и нашей стране присмотреться к новой технологии.

Пешеходный мост

В конце 2012 года в центре Шанхая открылось беспрецедентное архитектурное сооружение – круглый пешеходный мост, призванный избавить одну из самых оживленных точек города от пешеходных переходов.

В район Луцзяцзуй (крупная торговая зона) ежедневно приезжает большой поток транспорта, и зачастую пешеходы с трудом могут добраться до нужного им места. Чтобы пешеходные и автомобильные потоки не пересекались, был построен гигантский мост. Он настолько широк, что по нему одновременно плечом к плечу могут пройти 15 человек. Многочисленные эскалаторы обеспечивают легкое и быстрое перемещение большого потока людей. При этом стоимость объекта значительно меньше, чем аналогичных по масштабам подземных переходов.

Вердикт

Сергей Настин, редактор:

– Основные способы борьбы с пробками во всех странах примерно одинаковые – платные парковки, развитая система общественного транспорта, выделенные полосы. Но наш общественный транспорт переполнен, от выделенных полос европейские страны начинают отказываться, а платные парковки только высасывают деньги из карманов. Пробки же как были гигантскими, так и остаются.

В некоторых странах применяются и другие интересные меры – платный въезд в центр, совместное использование автомобилей (когда водителю запрещается ездить в одиночестве по некоторым трассам), запрет на езду по четным или нечетным числам в зависимости от номера автомобиля. Все это, безусловно, дает определенный эффект, но не решает проблему.

Пять идей, которые мы выбрали, могут так и остаться лишь проектами или единичными случаями, а могут в будущем стать массовыми технологиями. Так или иначе, если реализуемые сейчас меры плодов не дают, властям, возможно, стоило бы не упрямо гнуть свою линию, а искать дальше.

Подпишитесь на «За рулем» в