Топ-5 способов борьбы с пробками: нестандартный подход
Автобус-тоннель
Три года назад китайские инженеры изобрели необычный вид общественного транспорта, главный плюс которого в том, что он не отнимает полосы у других автомобилей. Китайский автобус с так называемым встроенным тоннелем представляет собой пассажирский салон, установленный на двух опорах. Благодаря такой необычной конструкции автомобили могут свободно проезжать под автобусом.
По задумке конструкторов автобусы-тоннели должны оснащаться электрическими моторами, проемы в опорах необходимо изготавливать из светопроницаемого материала, чтобы не затруднять передвижение под конструкцией. А остановки для нового транспорта должны быть построены на приподнятых платформах.
Изобретение могло бы стать отличной альтернативой метро, так как стоимость производства одного автобуса нового поколения и постройка остановок по длине маршрута обошлись бы в десять раз дешевле, чем сооружение линии метро. Однако претворить свой проект в жизнь китайцы пока не решились.
Канатное метро
Еще один новый вид общественного транспорта предложили создать наши соотечественники – ученые Брянского государственного технического университета. Они представили проект канатной дороги, адаптированной к городским условиям. Такие дороги существуют в некоторых странах, таких как Канада, Испания, Бразилия, но никто не внедрял их масштабно в качестве отдельного вида общественного транспорта.
Предлагаемая брянскими учеными концепция включает в себя 25 станций, расположенных на пяти линиях воздушного метро. Общая протяженность системы – порядка 46 км. Вагончики, в которых будут перемещаться пассажиры, рассчитаны на 30-40 посадочных мест каждый. Планируется, что каждая станция такого метро сможет принимать до трех тысяч пассажиров в час.
Синхронизация светофоров
В Лос-Анджелесе в прошлом году заработала самая умная в мире система управления светофорами. На совершенствование системы ушло несколько десятилетий и около 400 миллионов долларов.
На всех перекрестках крупных магистралей, дорог и небольших улиц установлены электромагнитные датчики, которые постоянно анализируют ситуацию и передают информацию в специальный центр. Программа автоматически высчитывает время для переключения светофора и подает соответствующую команду. Благодаря этому автомобилям практически не приходится стоять на светофорах. На оживленных дорогах зеленый свет может гореть беспрерывно и меняться только на несколько секунд в момент наибольшего скопления пешеходов.
При этом полиция города отмечает, что для эффективности системы необходим высокий уровень дорожной культуры водителей. Так, в Калифорнии не принято при включении разрешающего сигнала немедленно стартовать. Участники дорожного движения, как правило, выдерживают паузу, пропуская пешеходов и все машины, не закончившие маневр.
Перемещающийся отбойник
Необычная реверсивная полоса заработала в прошлом году на автомагистрали Interstate 15 в Калифорнии. Никаких световых табло переключать на ней не нужно, просто при необходимости по трассе проезжает специальный автомобиль, который автоматически переставляет отбойники с одной полосы на другую. В часы пик система способна добавить даже не одну, а три полосы в нужном направлении, к тому же это гораздо безопаснее.
Пока подобная система проходит тестирование. Если она будет признана удачной, ее начнут распространять по всей Америке. Не мешало бы и нашей стране присмотреться к новой технологии.
Пешеходный мост
В конце 2012 года в центре Шанхая открылось беспрецедентное архитектурное сооружение – круглый пешеходный мост, призванный избавить одну из самых оживленных точек города от пешеходных переходов.
В район Луцзяцзуй (крупная торговая зона) ежедневно приезжает большой поток транспорта, и зачастую пешеходы с трудом могут добраться до нужного им места. Чтобы пешеходные и автомобильные потоки не пересекались, был построен гигантский мост. Он настолько широк, что по нему одновременно плечом к плечу могут пройти 15 человек. Многочисленные эскалаторы обеспечивают легкое и быстрое перемещение большого потока людей. При этом стоимость объекта значительно меньше, чем аналогичных по масштабам подземных переходов.
Вердикт
Сергей Настин, редактор:
– Основные способы борьбы с пробками во всех странах примерно одинаковые – платные парковки, развитая система общественного транспорта, выделенные полосы. Но наш общественный транспорт переполнен, от выделенных полос европейские страны начинают отказываться, а платные парковки только высасывают деньги из карманов. Пробки же как были гигантскими, так и остаются.
В некоторых странах применяются и другие интересные меры – платный въезд в центр, совместное использование автомобилей (когда водителю запрещается ездить в одиночестве по некоторым трассам), запрет на езду по четным или нечетным числам в зависимости от номера автомобиля. Все это, безусловно, дает определенный эффект, но не решает проблему.
Пять идей, которые мы выбрали, могут так и остаться лишь проектами или единичными случаями, а могут в будущем стать массовыми технологиями. Так или иначе, если реализуемые сейчас меры плодов не дают, властям, возможно, стоило бы не упрямо гнуть свою линию, а искать дальше.