ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа
ОТВЕЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ ВАЗа
На вопросы читателей ЗР отвечают: заместитель начальника отдела испытаний и доводки двигателей Евгений БАЙБОРИН; инженер-испытатель отдела испытаний и доводки двигателей Виталий ВОЛОКИТИН;
инженер-конструктор автомобильного отдела Юрий АКИМОВ.
При разборке двигателя VAZ 11113 выяснилось, что на нем разные балансировочные валы - 1111 и 11113. После сборки, по моим наблюдениям, вибрация усилилась. В чем может быть причина?
Начнем с того, что при сборке двигателя необходимо тщательно устанавливать - по меткам - шестерни привода уравновешивающих валов. Но в уравновешивающий механизм двухцилиндрового двигателя 1111 (11113), кроме валов, входят еще шкив и маховик. Шкив можно установить только в одном положении, а вот маховик - в двух: одно - правильное, другое - с поворотом на 180 градусов.
Дело в том, что на торце коленвала, кроме шести отверстий под болты крепления маховика, есть еще два технологических - за них вал поворачивают в процессе обработки. Перед сборкой двигателя в одно из них вставляют втулку, которая и выполняет роль ориентационного штифта - в маховике для нее предусмотрено отверстие. Возможно, что во время переборки двигателя втулка выпала и маховик установили "наоборот". Проверьте: противовесы на шкиве и маховике должны быть ориентированы в одну сторону, а не в противоположные.
Кстати, уже несколько лет двигатели 1111 не выпускают - только 11113. Отливки для всех уравновешивающих валов еще раньше шли с маркировкой 11113. Отличить детали 1111 от 11113 (так же как шкивы и маховики) можно по проточкам - они сделаны только на деталях двигателя 750 смз. Впрочем, валы отличают и по-другому - радиус противовеса детали 1111 составляет 24,8 + 0,2 мм, а детали 11113 почти на миллиметр больше - 25,7 + 0,2 мм.
В продаже появились клапаны для двигателей ВАЗ странного вида - черные. Обработаны у них только фаска тарелки и торец стержня или только одна фаска. Такое впечатление, что после термообработки стержень клапана не обрабатывали. Это особенности новой технологии или подделка?
Подобные клапаны, самарского производства, появились в продаже давно. Черный цвет - результат карбонитрации (напомним, что клапаны вазовского производства азотированы). Около 7 лет назад продукция Самарского завода клапанов прошла испытания на ВАЗе и получила допуск на поставку в запчасти. Отличить самарские клапаны можно по стилизованному вензелю из трех букв СЗК, нанесенному на стержень клапана в верхней трети. СЗК выпускает и хромированные клапаны.
У моего VAZ 21093 (работает на газе) уже второй раз прогорают выпускные клапаны. Их меняли, обрабатывали зенкерами подгоревшие седла. Не знаю, что предпринять еще - возможно, придется менять седла?
Замена седел клапанов - очень сложная операция, которую проводят только на специальном оборудовании. Их не выбивают из головки, а вырезают. Затем сопрягаемая поверхность посадочного гнезда зачищается, иначе после установки нового седла не обеспечить герметичности - возникнет свищ, который закончится прогаром.
Самое сложное в обработке седел - обеспечить соосность седла и направляющей втулки клапана. Это возможно только на высокоточном оборудовании. В результате такой ремонт обойдется никак не дешевле новой головки блока, а значит, экономически едва ли оправдан.
Прогар выпускных клапанов мог произойти из-за уменьшенных зазоров (клапаны неплотно закрываются) или позднего зажигания.
От редакции: Последнее вполне вероятно, так как газ - высокооктановое горючее (октановое число выше 100), сгорающее медленнее бензина и способствующее перегреву выпускных клапанов. Поэтому при работе двигателя на газе опережение зажигания должно быть увеличено.
Взаимозаменяемы ли коленвал и шатуны двигателей 21230 и 21213?
Двигатель VAZ 21230 (1,8 л) отличается от VAZ 21213 (1,7 л) увеличенным на 4 мм ходом поршня ("тридцатый" блок выше на 1,3 мм). Поэтому установка коленчатого вала 21230 в блок двигателя 21213 совершенно недопустима, ведь шатуны у этих моторов одинаковые.
С какими моторами в настоящее время выпускают VAZ 2107? Что за двигатель у VAZ 21074? Какой автомобиль все-таки стоит брать - карбюраторный или впрысковый?
Сегодня "семерка" сходит с конвейера в двух вариантах - VAZ 2107 с двигателем 1,5 л (2103) и VAZ 21074 с двигателем 1,6 л (2106). В этом году выпуск "классики" с впрыском для внутреннего рынка не планируется.
От редакции: Тем не менее, на рынке встречаются машины с впрыском. Наряду с известными преимуществами этой системы для некоторой части автолюбителей она может вызвать неудобства тем, что в отличие от карбюраторной ее неполадки придется устранять, чаще всего обращаясь к специалистам.
Есть ли смысл поставить на двигатель VAZ 2106 трехэлектродные свечи Бош?
Единственное преимущество подобных свечей перед обычными - увеличенный срок службы: боковые электроды "обгорают" втрое медленнее. Однако три боковых электрода сильнее экранируют центральный и несколько затрудняют поступление горючей смеси в искровые промежутки. Кроме того, увеличение числа искровых промежутков означает увеличение площади поверхности, страдающей от отложений кокса, масла и т. д. Поэтому "многоэлектродные" свечи всегда более требовательны к качеству топлива, смазки, состоянию деталей цилиндро-поршневой группы. Если этим принебречь, в экстремальных условиях эксплуатации (холодный зимний пуск, повышенная влажность, низкое качество топлива) возможны пропуски вспышек и даже отказ свечи. Так что и с технической, и с экономической точки зрения выгоднее купить за те же деньги два или три комплекта обычных свечей.
Можно ли устанавливать распредвал 21213 на двигатели 2103 и 2106, а распредвал 2110 - на карбюраторный мотор 21083?
Вполне! При этом никаких изменений в настройках систем питания и зажигания не потребуется.
Но специально менять распределительный вал в надежде добиться заметного изменения ездовых свойств едва ли целесообразно. Новые распредвалы увеличивают только максимальную мощность двигателя, причем не более чем на 2-3 л. с., что в движении практически не ощущается. Зачем же деньги тратить?